МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
URIAH HEEP

Uriah Heep. Страна: Великобритания.

Состав исходный: Mick Box (guitars, сегодня единственный оригинальный участник), Ken Hensley (keyboards, acoustic guitar - абсолютный лидер и автор подавляющего большинства композиций до своего возврата к сольной деятельности; позднее - сессионный клавишник в Blackfoot, Wasp и др.), David Byron (vocals, позже - solo, скончался в 1985), Paul Newton (bass, также Ken Hensley - solo), Ollie Olsson (позже в Elton John, drums).
В ранних сольных альбомах Хенсли (как Gods) работали, кроме "Хиповцев" Ньютона и Керслайка, еще двое легендарных товарищей: Greg Lake (bass, vocals - на первом альбоме 1968 года) и John Glascock из Jethro Tull. После ухода Кена в 1981 году до 1986 года место за клавишными занимал John Sinclair (ex-Heavy Metal Kids, позже - Ozzy Osbourne), а с тех пор - неизменно Phil Lanzon.
Пели в группе: на трех альбомах 1977-78 годов - John Lawton (ex-Lucifer's Friend), John Sloman (ex-Lone Star) - в 80-м, Pete Goalby (ex-Trapeze, R.I.P.) - с 82 по 85-й, после - неизменно Bernie Shaw.
Ударники: Keith Baker, Ian Clarke, а с 4-го диска и по 2008 год - Lee Kerslake - за исключением альбома 1980 года, когда сам поиграл у Оззи, а на его месте был Chris Slade (ex-Manfred Mann's Earthband, позже - Jimmy Page's Firm, Ac/Dc).
Басисты: с 1972 fio 1974 год - Gary Thain (скончался в 1975), в 1975-76-м - John Wetton (King Crimson, UK и многие др.), с 1977-го и по сей день - Trevor Bolder (ex-David Bowie), но снова минус два альбома 1982-83 года, где отработал прихваченный Керслэйком от Оззи Bob Daysley (также Black Sabbath, Rainbow и многие другие).
 

Группа названа именем отрицательного персонажа романа Чарльза Диккенса "Дэвид Копперфилд", хотя лирика группы всегда носила либо антивоенный, либо романтический характер. Легенда (до сих пор еще живая!) классического, а также прогрессивного хард-рока, одни из подлинных пионеров и героев жанра. В начале 70-х - группа номер 4 вслед за триумвиратом Black Sabbath-Led Zeppelin-Deep Purple. Два-три ранних альбома не только ни в чем не уступают продукции "триумвирата" тех лет, но несут в себе даже больше арт-роковых, прогрессивных и чисто классических мотивов. В первую.очередь, это "Very heavy, very humble", "Salisbury" и "The magician's birthday". Первый из них - самый тяжелый, классный. Второй - будто соревнуясь с перпловской Child in time, представил отменно аранжированную под группу с оркестром 17-минутную одноименную пьесу (не считая таких незабываемых жемчужин, как "The park", "Bird of prey" и "Lady in Black"). На третьем из указанных вместе с классическими "Sirtirise", "Sweet LoTraine" звучит лучшее эпическое полотно Uriah Fieep - тоже одноименная с альбомом "День рождения чародея". Вообще до 1972 года эта группа была наиболее приближенной К тому, что сегодня называют хард-н-арт: такого обилия прекрасных клавишных аранжировок не выдавал даже Jon Lord. Того, впрочсм, сдерживали рамки рождённого Deep Purple хард-н-хеви.

После творческого пика "The Magician's birthday" наступил кризис: альбомы 1973-75 годов содержали по одной-две интересной вещи. В период с 1976 по 1980 год группа выпустила 5 достаточно успешных дисков (особенно "Firefly"), чтобы почти восстановить былую славу. Но проблемы с алкоголем лишили Хенсли возможности гастролировать, и он покинул группу без претензий.

Даже после ухода лидера Боксу с альбомом 1982 года удалось сохранить реноме группы: одна вещь (далеко не лучшая, кстати) даже попала в хит-парад. Затем, однако, последовали потраченные впустую долгие годы. Все альбомы периода 1983-1991 годов мало того, что близко не похожи на собственно Uriah Heep, вообще от хард-рока перешли на сторону глэм. Самым пустым и безликим оказался проект 1989 года.

Лишь начиная с программы "Море света" музыкальный материал снова стал достоен этой группы. Причем, этот альбом, но особенно диск 2008 года, - это настоящий Прогрессив, с большой буквы. Кстати, обложку диска 1995 года, как и для двух пластинок 1972 года, оформил замечательный художник-футурист Roger Dean (регулярно работал с Yes и его нисходящими).

 
Дискография:
"Very 'eavy, very 'umble"-©1970, "Salisbury"-©1970, "Look at yourself"-©1971, "Demons and wizards"-©1972, "The magician's birthday"-©1972, "Sweet freedom"-©1973, "Wonderworld"-©1974, "Return to fantasy"-©1975, "High and mighty"-©1976, "Firefly"-©1977, "Innocent victim"-©1977, "Fallen angel"-©1978, "Conquest"-©1980, "Abominog"-©1982, "Head first"-©1983, "Equator"-©1985, "Raging silence"-©1989, "Different world"-©1991, "Sea of light"-©1995, "Sonic Origami"-1998, "Wake the Sleeper"-2008, "Into the wild"-2011, "Outsider"-2014.

Ken Hensley-solo: "Genesis"-©1968, "To Samuel & Son"-©1969, "Proud words on a dusty shelf"-©1973, "Eager to please"-©1975, "The Gods"-©1976, "Free spirit"-©1981.

David Byron-solo: "Take no prisoners"-©1976, "Rough diamond"-©1977, "Baby faced killer"-©1978, "This day and age"-©1980, "On the rock"-©1981.

МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА