МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
STEVЕ HACKETT


Steve Hackett. Страна: Великобритания.

Состав исходный: Steve Hackett (guitars, vocals), Phil Collins (drums, vocals), Mike Rutherford (bass) - все трое из действующего состава Genesis, а также: John Acock (keyboards, producing), John Hackett (winds), Nigel Warren-Green (cello, ex-Manfred Mann's Earthband), Sally Oldfield (vocals, solo).
В декабре 1977 года Хэккетт покидает Genesis.
Состав 1978 года: братья Хэккетты и Джон Экокк, которым помогают музыканты, занятые штатной работой в других ансамблях: Steve Walsh (vocals) и Phil Ehart (drums) - оба из Kansas, Graham Smith (cello, из Van Der Graaf / Peter Hammill), Tom Fewler (bass, из Frank 2appa).
1979 год: в одном из лондонских парков Стив попадает на концерт некой локальной группы, которая нота в ноту исполняла... его собственные вещи! Ансамбль молодых музыкантов целиком был принят в штат проекта Стива Хэккетта. Клавишник и продюсер Джон Экокк целиком переключился на звукорежиссуру и продюрироаание (в этом качестве он вел проект до 1984 года), Так нто оставшимся братьям Хэккеттам компанию теперь составили Nick Magnus (keyboards), Dick Cadbury (bass, cello), John Shearer (drums), Pete Hicks (vocals).
1980 год: тот же состав.
1981 год: увлекся классической музыкой и покинул брата Джон, в новую группу Дэвида Байрона (ex-Uriah Heep) переходит ударник Ширэр, в фолк-роковый Decameron - Кэдбери, Хиккс - на сессионную работу. Новый альбом записывают двое: Стив Хэккетт (guitars, bass, vocals) и Ник Магнус (keyboards, percussion),
1983 год: Стив Хэккетт, Ник Магнус, возвращается скрипач Найджел Уоррен-Грин - участник первого альбома. Новые люди: Ian Mosley (drums, с 1984-го в Marillion), Chris Lowrence (bass).
Второй, своего рода внеплановый, альбом 1983 года записывают трое: Стив Хэккетт (только acoustic guitars), Nick Magnus (keyboards), John Hackett (flutes), который с некоторых пор соглашался играть только камерную музыку.
На альбоме 1984 года вместе со знакомыми Стивом Хэккеттом, Ником Магнусом и ударником Ианом Мосли (сразу после записи он перешел в Marillion) работают бразильские музыканты: Waldemar Falcao (winds), Renaldo Diamante (bass).
Камерный акустическтй альбом 1988 года записывают вдвоем братья Хэккетты.
Состав 1993 года: Стив Хэккетт (гитара, вокал), Julian Colbeck (keyboards, ex- Charlie), Hugo Degenhardt (drums), David Ball (bass).
В 1994 году начинают те же, но две трети оставшегося материала альбома дописывает новый басист Doug Sinclair.
В дальнейшем состав группы Хэккетта менялся постоянно, несколько поздних альбомов записаны с драм-машиной, но хорошо, и музыка, как всегда, интересная.
 

Дебютный соло-альбом Стив Хэккетт записал еще в процессе активной параллельной работы в основной группе Genesis, и помогали ему в записи его же друзья-коллеги. Практически все сольное творчество Хэккетта посвящено классическому арт-року. По сути, он единственный из участников старой группы, кто упорно продолжает ее традиции (по крайней мере, стилистически), но уже в собственном понимании. Вклад этого музыканта в развитие и пропаганду прогрессивной рок-музыки велик, и лишь немногим чуть- чуть (это в рамках сольного творчества!) уступает общепризнанным столпам жанра: Van Der Hammill, King Crimson, Jethro Tull - все еще, к счастью, активным...

Шедевров и просто отменных арт-рбковых программ У Хэккетта немало, но первая оказалась несравненной жемчужиной, которая в отношении глубины композиций уступает разве что только "Закланию Агнца" (1974) его основной тогда группы. Стилистически это уже не Genesis, разве что в единственной композиции, где поет Коллинз. Это развернутая и эпическая, более инструментальная, чем вокальная, пьеса с Потрясающими воображение кружевами аранжировок. НигДе более виртуозно и неожиданно Хэккетт больше не сыграл, а присутствие в формировании общего саунда таких инструментов как флейта, скрипка, орган способствовало почти камерному звучанию альбома, что не было характерным для Genesis. Использование классического оперного голоса Салли Олдфилд в симфо-акустической пьесе "Shadow of Hierophant" стало для слушателей очередным приятным сюрпризом: это был пример наилучшего использования женского голоса в рок-музыке. Таким образом, на верхних ступенях иерархической лестницы арт-рока появилась еще одна неподражаемая единица с огромным творческим потенциалом.

В записи второго - уже настоящего сольного - альбома Хэккетту помогали музыканты другой величайшей арт-роковой группы Kansas, но в дальнейшем эту практику Стив прекратил И стал придерживаться более или менее стабильного собственного состава. "PleaSe don't touch" также оказался в ряду шедевров жанра, особенно поразила слушателей одноименная композиция с шелестом листвы деревьев, вороньими криками - одно из самых психоделических произведений Хэккетта. На конверте диска стояло предупреждение, что слушать подобную музыку людям с расстроенными нервами не рекомендуется. Да зря он, право, переживал! Cannibal Corpse, Autopsy и тому подобные иикого ни о чем не предупреждают, но их музыку могут слушать только личности с патологичей (и слушают ведь). А высокое искусство, к которому, несомненно, относится и творчество Хэккетта, всегда было только целителем душ.

Два очередных проекта гитарист выпустил с новым подбором музыкантов, и это пошло только на пользу концепции. При всех достоинствах программы 1978 года, присутствие в каждой новой вещи разных певцов поставило вокальные аспекты диска в невыгодное положение перед монолитной музыкальной палитрой. Отныне же лиД-вокалистом у Хэккетта всегда был один человек. До 1981 года - Пит Хикс, а затем - сам Стив. Первый альбом с постоянным составом немного не дотянул до шедевра - это просто отличный альбом, который подготовил стилистическую почву для шедевра "Defector". Этот проект 1980 года стал творческим пиком для Хэккетта вне стен Генезис, то есть вторым по значению шедевром после программы 1975 года. Очень глубокомысленная, несколько меланхолическая музыка с проникновенным голосом, неожиданным и сверхоригинальным прикосновением к восточной мелодике. Параллельно выпущенный диск "Duke" группы Genesis выглядел на фоне этой работы весьма Жалко. Вообще, все дальнейшее невольное соперничество двух столь родственных арт-единиц неизбежно (за исключением альбома Genesis 1983 года) приводило к творческому проигрышу старой группы, тогда как в коммерческом отношении все получалось наоборот. Гитарист сохраняет культовый статус, присущий старой группе "времен Стива Хэккетта", то есть имеет пусть и не многомиллионный, но приличный контингент преданных сторонников. Genesis в новом качестве собирают стадионы, но в жертву был отдан ими же впервые воспетый классический эпический арт-рок.

В более позднем творчестве Хэккетта абсолютных шедевров мы не найдем, равно как и провальных работ. Все без исключения альбомы до 1993 года включительно - хорошего и отличного качества. Каждый новый проект гитариста - это поиск новых путей для развития арт-рока. На альбоме 1981 года представлен виртуознейший игровой арт-рок, записанный Хэккеттом и Магнусом вдвоем, но выбранная в качестве пробы тогдашняя диковинка - драм-машина - подвела своей монотонностью.

В программе 1984 года была предпринята попытка объединения европейского наследия с латиноамериканским, и записанный в Бразилии "Till we have faces" - при активной помощи местных фолк-музыкантов - стал событием в этой стране. "Bay of kings" и "Momentum" - это продукты менестрельского акустического арт-рока: только классическая гитара, флейта и легкая клавишно-скрипичная подсветка: просто уникальная атмосфера гармонии мягкости, чистоты и виртуозности.

Альбомы "Highly strung" и "Guitar noir" выдержаны в традиционной для Хэккетта манере игрового арт-рока с полным набором инструментальных и вокальных приемов, свойственных лучшим проявлениям жанра, с пристальным вниманием к богатым и виртуозным аранжировкам. И хотя они, как и другие подобные программы Стива раннего сольного периода, не похожи друг на друга, обе несут в себе ностальгические мотивы Genesis 1975-77 годов.

Неудачным оказался лишь диск 1994-го года. Обращение гитариста с классической школой к чистому блюзу и вторжение на территории Эрика Клэптона - это, увы, не продолжение поиска новых путей для арт-рока, как это было в 80-е, а шаг назад. Все поняли, что Стив умеет хорошо играть, блюз-рок под ранне-Назаретовские "квадраты" с губной гармошкой, но разве этого от него ждали? Позднее творчество - более ровное, камерные альбомы, появляющиеся время от времени, - не слабее ранних. В начале 2010-х Стив взялся "перемалывать", т.е. заново исполнять композиции Genesis. Вышел ряд двойных студийных альбомов, озаглавленных "Genesis Revisited: Vol. 1", etc. Новый взгляд музыканта на классические вещи его старой группы очень впечатляет, но... мне все равно оригиналы как-то ближе.

 
Дискография (как обычно, включает только "программные" альбомы):
"Voyage of the acolyte"-©1975, "Please don't touch"-©1978, "Spectral mornings"-©1979, "Defector"-©1980, "Cured"-©1981, "Highly strung"-©1983, "Bay of kings"-©1983, "Till we have faces"-©1984, "Momentum"-©1988, "Guitar noir" -©1993, "Blues with a feeling"-©1994, "A Midsummer Night's Dream"-1997, "Darktown"-1999, "Sketches of Satie"-2000, "To Watch the Storms"-2003, "Metamorpheus"-2005, "Wild Orchids"-2006, "Out of the Tunnel's Mouth"-2009.

МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА