МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
SAVATAGE


Savatage. Страна: США.

Состав исходный: Jon Oliva (vocals, keyboards), Chris Oliva (guitars), Steve Wacholz (drums), Keith Collins (bass).
В результате болезни Джонатан Олива освободил место фронтмена новому певцу Zacharia Stevens в 1992 году, сам же остался клавишником - на время только в студии. Басиста Кийта Коллинза в 1986 году сменил Johnny Lee Middleton.
В 1993 году в автокатастрофе погибает Крис Олива. На альбоме 1994 года, посвященном его памяти, гитаристом стал Alex Skolnick (ex-Testament).
 

Весь музыкальный и текстовой материал создавал, в основном, Джонатан Олива, в том числе полностью на диске 1994 года. Но появление в составе талантливого гитариста и композитора Школьника, всегда тяготевшего к подобной манере, позволило Оливе разделить с ним обязанности композитора. По признанию экс-Тестаментовца, к тому времени ему трэш уже был "поперек горла".

Ранние альбомы этой замечательной группы едва ли заслуживают слишком пристального внимания. На них представлен традиционный хард-рок, корнями явно уходящий в английские 70-е. Он пользовался солидным успехом по обе стороны Атлантики, но выделялся в программах только вокал Йона Оливы. Музыкальные же структуры были весьма стандартны (но отнюдь не плохи!), и такое звучание имели десятки групп. И все-таки Savatage добились того, что в начале 90-х их признали "лучшей современной хард-роковой группой". Но для братьев Олива их звездные произведения стали лебединой песнью.

Начиная с 1991 года каждый новый альбом группы занимает в чартах критиков (!) журнала "Metal Hammer" первые-вторые места по выходе. Началось все с первого концептуального произведения братьев - рок-оперы "Улицы". Мало того, что возрос профессиональный уровень музыкантов, подлинный авторский талант Иона Олива, как оказалось, до сих пор дремал. К тому же он так разыгрался на клавишных, что местами его пассажи явственно вызывали ассоциации с виртуозами арт-рока. Если опера и не стала произведением прогрессив-метала, то подошла вплотную к тому, что называют хард-н-арт. Всего на одну ступень выше стрят очень близкие к Savatage стилистически Queensryche, а они уже в категории прогрессива...

И записанный еще с Крисом Олива альбом 1993 года, и альбом 1994 года являют собой самое искреннее, что существует в современном хард-роке "чистой воды". Для примера вспомните лучшие ранние программы Uriah Heep (1970-1972), дебют Queen и Ozzy Osbourne... Музыка Savatage содержала тогда в себе всю гамму шедевров эпического харда 70-х годов.
Все последующие альбомы группы, начиная с программы 1995 года, это уже синтез классического арт-рока и прогрессивного металла - с богатыми оркестровками, вдобавок, и вставками из классической музыки. Каждый из них - шедевр жанра, но музыка оказалась слишком сложна для основной массы потребителей рок-музыки, и - после утраты контракта в 2001-м с концерном Atlantic Records - Йон Олива распустил состав. Он создал новую группу Trans-Siberian Orchestra, музыка которой представляет собой мелодичный синтез помп-рока и легкой классической музыки. Успех был шумный, и Олива забросил Savatage на самом пике творческого успеха. Зря, конечно, но в мире, где правят балом деньги, иногда выбирать не приходится. Причем, TSO - отнюдь не плохой проект, скорее даже хороший (с любой точки зрения), продукт иной грани щедрого на таланты Оливы.

 
Дискография:
"Sirens"-©1983, "The dungeons are calling"-©1984 (обе программы были переизданы на одном CD), "Power of the night"-©1985, "Fight for the rock"-©1986, "Hall of the mountain king"-©1987, "Gutter ballet"-©1989, "Streets" (2LP=1CD)-©1991, "Edge of thorns"-©1993, "Handful of rain"-©1994, "Dead winter dead"-©1995, "In the Wake of Magellan"-@1997, "Poets and Madmen" (2LP=1CD)-@2001.

МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА