МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
RICK WAKEMAN


Rick Wakeman. Страна: Великобритания.

Основные музыканты: Rick Wakeman (keyboards), Tony Fernandez (drums), Roger Newell (bass), Barney James (drums), J. Crampton (guitars), Ashley Holt (vocals), Gary P. Hopkins (vocals), Tim Stone (guitars), Steve Barnacle (bass), Gary Barnacle (winds), а также почти все коллеги из Yes.
 

Кроме кратковременного участия в Strawbs и Black Sabbath, масштабной работы в рамках группы Yes, Уэйкман (причем, в большей степени), заслуженно прославился на сольном поприще. Плодовитость этого музыканта известна не всем. Примерно после 1985 года интерес к его собственному проекту снизился, тогда как в позднем периоде Уэйкман записал большую часть всей своей обширной дискографии.

Не рассматривая каждого альбома в отдельности, на что ушло бы треть книги, мы подойдем к знакомству с творчеством одного из замечательных композиторов, виртуознейшего арт-рокового клавишника, популяризатора классики несколько иначе. Так как Уэйкман никогда не замыкался в рамках одного стилистического направления, скорее наоборот, следует подойти к обозрению его работ по жанрам. Итак, по порядку.

Следует оговориться сразу, что все созданные Уэйкманом шедевры принадлежат к категбрии "Концептуальные альбомы". Все они, без исключений, стилистически представляют собой виртуозный, преимущественно клавишно-оркестровый арт-рок с большими претензиями на современную классическую музыку. Вокал на них также приближен к академическому, камерному, местами - оперному. В этом плане деятельности Уэйкман выработал совершенно "суверенный" почерк, весьма отличный от его работы в Yes и всех других исполнителей арт-рока. Именно концептуальные альбомы принесли органисту неувядаемую славу.

1. Концептуальные альбомы: "Шесть жен короля Генриха-8"-©1973, "Путешествие к центру Земли"-©1974 год, "Легенды и мифы о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола"-первый в 1975 году, "Внеземная связь"-первый в 1976 году (два последних записаны под названием Rick Wakeman's English Rock Ensemble), "1984"-пер6ый в 1981-м, "Черные ночи при дворе Фердинанда-4"-второй в 1988-м, "Король Иоанн и Вождь Великих Анархистов"-1992-1. Абсолютные шедевры - альбомы 1973, 1975 и 1981 годов. Но и любой из других концептуальных альбомов интереснее всех прочих.

Второй по значительности группой альбомов Уэйкмана с точки зрения прогрессивности следует считать диски, относимые критиками к арт-мейнстриму (то есть традиционному, распространенному течению). Как правило, программы этой категории представляют собой арт-рок доступного характера, умеренных аранжировок, чаще всего произведенных на хард-роковой основе, с обилием вокальных партий и ярких мелодий. Частичные аналогии: ранне-средний (до 1974 года) Argent, Camel после 1977 года (кроме 1981-го), поздний Yes.

2. Мейнстрим-арт-альбомы: "Криминальная запись "-©1977, "Стоимость жизни" - второй в 1983-м, "Тихие ночи"-©1985, "Пророк рок-н-ролла"- второй в 1986-м, "Машина времени" - первый в 1988-м, "Сюита по наследству"-второй в 1992-м, "Африканский Бах"- в 1993-м, "Уэйкман и Уэйкман"-©1994 (вместе с сыном Адамом).

Из них приставка "арт" и достойное качество применимы к работам 1977, 1983 и 1988 годов. Остальные - просто помп-поп-роковые программы типа Manfred Mann образца 1982-1987 годов: короткие, но неплохо аранжированные, песенки.

К третьей категории Уэйкманского арсенала относятся обработки известных классических произведений, либо попытки играть собственные вещи а-ля классика. Ближайший ориентир - группа Sky.

3. Классик-альбомы: "Рапсодии"-©1979, "У истоков" (записанные в 1971-72 годах самые ранние неиздававшиеся произведения, появившиеся на CD в 1991-м), "Отдаленные планеты" .

Немало у нашего плодовитого клавишника и саундтрэков - музыки к кинофильмам. Малоинтересно, разве что с певцом Who Роджером Дэлтри в 1975-м (2)...

4. Саундтрэки: "Листомания" (в отношении венгерского классика Ференца Листа)-©1975 (2), "Белая скала"-©1976(2), "Воспламенение"-©1981(2), "Преступления во имя страсти", "После 2000 года нашей эры" (оба позднего периода).

В категорию 5 входят все остальные альбомы. Она называется "New Age" и представляет собой спокойную медленную, довольно примитивную, музыку расслабляющего характера. В этом же ключе также выдержаны два последних сольника Steve Howe и многие поздние работы Вангелиса (см. Aphrodite's Child).

Наряду с легким гитарным аккомпанементом и едва намеченной линией ритм-секции некоторых работ Уэйкмана в этом жанре, есть и чисто фортепианные. Таких программ Рик в своей домашней студии настрогал столько, что сегодня вряд ли кто разберется, когда какую датировать. Увы, четко обозначить появление большинства работ периода 1986-2000 невозможно. Лишь с середины прошлой декады Рик (он перенес инфаркт) сбавил темп...

 
Дискография:
"In the beginning"-©1972/©1991, "The six wives of Henry VIII"-©1973, "Journey to the centre of the Earth"-©1974, "The myths and legends of King Arthur and the Knights of the Round ТаЫе"-©1975, "Lisztomania"-©1975, "No Earthly connection"-©1976, "White rock"-©1976, "Criminal record"-©1977, "Rhapsodies" (2LP=1CD)-©1979, "1984"-©1981, "The burning"-©1981, "Gole!"-©1983, "Cost of living"-©1983, "Silent nights"-©1985, "Country airs"-©1986, "Rock'n'roll prophet"-©1986, "The Family album"-©1987, "The gospels"-©1987, "Time machine"-©1988, "Black nights at the court of Ferdinand-4"-©1988, "Crimes of passion"-©1989, "Suite of Gods"-©1989, "Aspirant sunsets"-©1989, "Sea airs"-©1990, "Aspirant sunrise"-©1990, "Night airs"-©1990, "Aspirant sunshadows"-©1991, "Zodiaque"-©1991, "2000 AD into the future"-©1991, "Softworld King John and Magna Carter"-©1992, "Heritage suite"-©1992, "African Bach"-©1993, "Wakeman with Wakeman"-©1994, 1994-"Prayers", 1995-"The Piano Album", 1995-"The Seven Wonders of the World", 1996-"Orisons", 1997-"Vignettes", 1998-"Themes", 1999-"Return to the Centre of the Earth", 1999-"White Rock II", 2000-"Chronicles of Man", 2001-"Out of the Blue", 2002-"The Wizard and the Forest of All Dreams", 2003-"Out There", 2007-"Amazing Grace", 2011-"Always with You".

МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА