МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
Vermicelli Orchestra (Russia) - 1999 - "Byzantium"
(42 min, "Boheme Music")


Увы, я не слышал первого диска этой замечательной питерской группы-секстета из пяти парней и одной девушки. Впрочем, когда ребята уже приступили к процессу, без которого невозможным было бы появление на свет их второго детища, к ним присоединились еще трое мужчин и еще одна девушка в качестве «гостей». В альбоме также принимал участие Всеволод Гаккель, но формально, поскольку его знаменитый на весь мир смычок здесь слышен лишь в одном непродолжительном эпизоде.

Свой стиль Оркестр Вермишели преподносят как смесь джаза и креативной музыки. Если последнее определение для нормального русского-русскоязычного человека почти лишено смысла, то джаза как такового здесь нет и в помине. Качественно, все восемь представленных на альбоме инструментальных композиций практически равноценны. Однако, вольно или невольно, но получилось так, что первая – попроще и даже хитовее, что ли, прочих. Особенно, впрочем, настораживает ее название: «Танцующий Сфинкс». Возможно, пьеса была названа так по какой-то аналогии с Танцующим Буддой… Но даже танец Будды, воплощающего в своей материальной инкарнации все контрасты двойственного материального мира (такие как печаль и радость, не говоря уже про добро и зло) в равной степени, не должен бы звучать так весело и позитивно, как звучит "Танцующий Сфинкс" в исполнении ОВ.

Этого философски мрачно-невозмутимого Стража Усыпальниц Фараонов и Пирамид просто невозможно представить оставляющим свой пост, и уж тем более пускающимся в пляс, причем в разухабистый – не с бубном ли? – под тамбурины и гармонь! (Нигде более так весело и столь много не звучит аккордеон лидера группы Сергея Шуракова, как в этой пьеске). Никакого отношения к Византийской Империи, тем более к той ее части, где нынче расположена Украина, бедный сфинкс отношения не имеет. И значит, невзирая на очевидное композиционно-стилистическое единство музыкальной канвы всех пьес на этом инструментальном альбоме, он уже не является даже квази концептуальным. (Подлинно концептуальны, конечно, лишь альбомы, содержащие и лирику на какую-то одну, конкретную тему).

Мораль: не глядите в глаза сфинкса, особенно с похмелья, и уж конечно, когда тот размышляет о трансцедентном, тем более что именно этим он и занимается, всегда. Ладно, довольно умничать и шутовать, ведь альбом-то, в целом, очень хорош, и остается интересным при многократном употреблении. "Византия" Оркестра Вермишели насыщена аранжировками, по-своему бесконечными в рамках 42 минутного альбома. Богата она и инструментарием: здесь, помимо рок-квартета, звучат – и удивительно разнообразно – флейты, скрипки, аккордеон, мандолина, и даже фагот есть в двух вещах.

Несложно сразу уловить мелодическую основу композиций. Увлекательнее дело – проследить в потоках великолепной музыки ансамбля соло участников коллектива, равно как и гостей, и оценить, какие они виртуозные и отточенные… Живая, исполненная вдохновения музыка. Хотя она несет в себе знакомые стили: симфонический Арт-рок, восточноевропейские народные мотивы и квази-импровизации, творчество Оркестра Вермишели видится определенно самобытным и очень оригинальным, принадлежащим к отдельной, славянской, школе прогрессивной рок-музыки.

PS: Термин Jazz – и сам по себе, и в словосочетании “All that Jazz” – использовался российско-чешской компанией Богема в качестве ориентира для покупателей (мол, вот что за музыку здесь играют – все написано на латиннице) более чем часто, но иногда отнюдь не ко двору, и я, порой, представлял, как иной истый поклонник джаза, купив альбомы Оркестра Вермишели, или Er J Orchestra и Тригона, прослушав весь этот джаз, начинает смачно ругаться "по латыни". Уже при посещении сайта было ясно, что компания едва ли не обожествляет этот стиль, и как бы посвящает всю свою основную деятельность ему во благо. Проведение джазовых фестивалей, особое внимание джазовым исполнителям – это далеко не полный перечень очевидной жанровой ориентации Богемы. Сам факт, что компания гордилась тем, что (цитата) "Джазовые работы печатаются в Австрии на Sony DADC", говорит, что называется, сам за себя. Джаз выпускался на более дорогих и более качественных носителях всемирно известной марки, тогда как диски всех прочих жанров печатались в Чехии. Впрочем, многое здесь объясняется тем, что от компании Богема в той стране работал (и проживал там, почти постоянно) один-единственный человек Андрей Рубин, который один тянул там все производство, не считая прослушиваний альбомов, контактов с исполнителями, заключений контрактов, переписки итд, практически без поддержки головного офиса, что в Москве. (Кстати, лишь он один во всей компании занимался и прогрессивным роком.) Вот «контора» и загнулась, к великому сожалению.




МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА