МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Peter Hammill (UK) - 2001 - "What Now?"


Line-up: 

• Peter Hammill - most instruments & all vocals • David Jackson - saxophones, flute, whistles • Stuart Gordon - violin, viola • Manny Elias - drums

"What Now?” “Что же теперь?" - уже с обложки диска, как бы, вопрошает задумчивый профиль Питера Хэммилла. И в этом есть некоторый смысл: чувствуется, что на этом альбоме Артист находится в каком-то процессе поиска. Кто знает, может быть, и было бы здорово, если бы наш Маэстро продолжил линию двух предыдущих, великолепных альбомов (“This” & “None of the Above”), однако, у него, видимо, есть на этот счёт собственное мнение: настоящий Артист не должен стоять на месте, он должен постоянно что-то менять, развиваться, в конце концов, удивлять слушателя. Не могу сказать, что в этом альбоме Хэммилл лично меня сильно удивил, но кое-что совершенно новое в его музыке просматривается, хотя, где-то и имеет место возвращение к хорошо забытому старому. К примеру, две-три песни в чём-то схожи с меланхолической стилистикой “Over”, правда исполнены не в столь трогательном и драматичном ключе, да и специфика у "What Now?” несколько иная. Как бы то ни было, Хэммилл есть Хэммилл, и он всегда был верен своим, по-настоящему прогрессивным, принципам. Пусть порой, на наш слушательский взгляд, не всё у Питера получается удачно или идеально, но он всегда делал своё дело в высшей степени искренне, бескомпромиссно, невзирая на всякие модные направления, хит-парады и прочая. В целом альбом достаточно ровный, без столь огромных диапазонов чувств и переходов от света к мраку, как “None of the Above”, а также более "стандартно-роковый". Трэки на альбоме, как правило, умиротворяющие, спокойные, содержат больше мажорных нот, чем минорных. Довольно резко со всем альбомом (как и "внутри себя самой") контрастирует первая вещь ‘Here Comes the Talkies’. Условно её можно разделить на три части – спокойные, в умеренном темпе аккордов фортепьяно первую и третью (с приятными скрипичными звуками), а также жёстко-агрессивную "хардовую" вторую часть (по структуре – почти как старая добрая Граафовская ‘Man-Erg’ 1971 года). Только эпической, несмотря на три части и звучание почти в 10 минут, я бы её, всё-таки не назвал. Далее идут три недлинных полуакустических баллады, из которых с выгодной стороны отличается очень красивая, с необычной игрой на скрипке без смычка 4-я на альбоме композиция ‘Wendi and the Lost Boy’. Очень здорово, правда совсем в ином, тягуче-пространственном ключе, подключается скрипка и в пятом трэке ‘Lunatic in Knots’. Сама же композиция исполнена в достаточно стандартном для Хэммилла последних пятнадцати лет "туманно-мрачноватом" стиле, с несколько напряжённым вокалом и густым звучанием полуакустических гитары и баса. Плюс "витающая" где-то рядом не то солирующая, не то играющая и вовсе независимо от композиционного рисунка, электрогитара. В более расслабленном настроении исполнена следующая вещь – 10-минутная ‘Edge of the Road’, однако, несмотря на все старания саксофониста Дэвида Джексона и оригинальные оттенки фри-джаза, эта композиция, всё-таки, представляется мне несколько затянутой и не имеющей должного развития. Зато две последние композиции явились для меня подлинным сюрпризом: именно то, что я всегда в первую очередь ожидаю от Хэммилла. ‘Fed to the Wolves’ с самого начала представляет собой лучший образец психоделико-апокалиптической музыки (эта вещь, возможно, очень бы подошла как саундтрэк к одному из фильмов Тарковского). Основным "строительным материалом" для неё являются постоянно повторяющиеся рифы искажённой гитары и совершенно дикие звуки электроскрипки. Создаётся впечатление какого-то жуткого хаоса – можно сказать, что здесь Хэммилл и Co повернули куда-то в сторону РИО. Ну а лучшим вариантом краткого описания последней композиции на альбоме, ‘Enough’, наверное, послужит следующее. Представьте себе поющий о самых высоких материях Григорианский Хор под аккомпанемент музыки noise – получится примерно нечто подобное. Несмотря на, казалось бы, полную несовместимость этих двух музыкальных традиций, вещь получилась очень удачной и даже красивой. Впрочем, все эти описания мало что значат, если у музыки не будет слушателей, кем являются поклонники Прогрессивного Рока, которые, я в этом убеждён, получат немало приятных впечатлений от прослушивания сего альбома.
Vasily Zavorochaev


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА