МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
Sven Grunberg (Estonia) - 1988/2000 - "OM"

1. Breath V 6:46
2. Reflections 12:03
3. Parting 12:02
4. OM 11:13
SG - keyboards, el. percussion, voice. Recorded by SG in 1987

Если дебютный альбом Грюнберга на "Мелодии" соответствует понятию квази-концептуального, то его второй LP-гигант уже нет. (Почему квази: невзирая на очевидную стилистическую целостность, характеристика любого подобного инструментального проекта всегда будет иметь такую приставку, ввиду отсутствия лирики вообще и уж тем более, концептуальной.) И хотя в самом начале здесь звучит как бы продолжение базовой темы предыдущего диска, все 4 инструментальные пьесы "ОМ", начиная уже с их названий, не имеют между собой ничего, что указывало бы на наличие какой-то концепции в рамках альбома. (Что касается меня лично, то я, как правило, тяготею к концептуальности в музыке: к примеру, такие шедевры как "The Lamb Lies Down On Broadway" by Genesis, 1974; "Apocalypse" by Mahavishnu, 1974; "Animals", 1977 by Pink Floyd; "Never Say Die" by Black Sabbath, 1978; "The Graveyard", 1996, by King Diamond; "Brave" by Marillion, 1994, воспринимаю как увлекательные романы.) Действительно, уже первый трэк, предложенный как финал космической эпопеи Breath, начатой на предыдущем одноименном альбоме, резко отличается от остального материала. Breath V, выдержанный, как и все 4 предшествующие части в атмосфере, богатой, прежде всего, полифоническим, насыщенным звучанием, сохраняет все ингредиенты, составляющие весьма сложные и достаточно специфические space-структуры, характерные для дебюта Грюнберга в целом. Начиная с Reflections слушатель, с "телефонами" на голове, более, все же, смахивающий на космонавта, чем на стрекозу или богомола, попадает в куда более разреженную атмосферу, - словно из туманности в некоем не-Евклидовом пространстве выскочил в более знакомую часть космоса со скрещенными лучами звезд, впрочем, обычных. Видимо, не зря этот альбом был назван автором "ОМ", ибо, исключая уже описанную нами первую композицию, вся остальная музыка носит уже не космический, а медитативный характер. Spacey-структуры сменяются аморфными, вполне соответственно определению слова ambient, а синтез последнего с тем, что сегодня определяется как world music, характерен для 3/4 частей альбома, следующих за Breath V. Тут бы второму дыханию самого Грюнберга самое время вернуться, чтобы открыться по-настоящему. Однако, эстонский пилот, видимо, понимал что необъятность Космоса эквивалентна бесконечности Мира, и поклонников world-music на матушке-Земле отнюдь не меньше, чем любителей spacey, а то и больше. Смею заверить, что такой необычной world-music, как в исполнении Свена Грюнберга, многие еще не слышали. Заметка для юных: "ОМ" является основной мантрой в индийской медитативной практике: обозначает энергию единого Бога и, будучи повторяемой несколько раз в течение дня, приводит в порядок мысли, умиротворяет и способствует восстановлению жизненных сил и нормализации всех физических и ментальных процессов в организме.




МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА