МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Gracious! – (UK) – 1996 - "Echo"

Группа Gracious хорошо известна любителями прог-рока как одни из самых ярких и мощных дебютантов жанра 1970 года. Музыканты разошлись после второго альбома, и с тех пор лишь один басист Тим Уитли периодически «всплывал» в различных, в основном, непрогрессивных проектах. К сожалению, его воссоединение с оригинальным ударником Робертом Липсоном в 1996 году под старой и забытой вывеской Gracious не стало слишком заметным событием в мире рок-музыки, как оно бы того заслуживало: «Echo» был издан мизерным тиражом небольшой английской конторкой Centaur Discs. Новая версия ансамбля приняла форму трио, в котором лидирующие позиции занял клавишник-гитарист Сев Левкович, с которым Уитли играл еще в 1980-х. К счастью, собрались они не для того, чтобы высасывать соки из своего скромного наследия, а тем более, возвращаться к архаическому звуку 1970-х. Напротив, не возникает отдаленных ассоциаций не только со старой группой, но и с подавляющим количеством современных групп вообще. Ну а в контексте широко распространенного нео-прога стилистику ансамбля вообще можно назвать уникальной. Возможно, эти музыканты, сами того не ведая, вторглись на территорию такого необычного стиля, как «Пятый элемент», по терминологии В. Меньшикова. Пространство между длинными композициями заполняют инструментальные авторские прелюдии Левковича, каждая из которых названа одним из времен года: «Весна», «Лето» и т.д. Так случилось, что накануне я прослушивал одну из лучших работ группы Taylor’s Universe — «Once Again» и обнаружил много общего, особенно в ритм-секции и клавишных. В фактуре большинства композиций глубокий и тяжелый бас, монолитные и неспешные удары на барабанной установке, а также обволакивающие волны эмбиент-подобных клавишных наплывов. Получается очень красивое, монументальное полотно, хотя и без особых претензий на развитие. Прибавьте к этому необычный приглушенный вкрадчивый голос Левковича, местами напоминающий интонации Питера Хэммила. Конечно, у Gracious не случилось такой трансформации как у группы Робина Тэйлора, но сам подход к жанру арт-рока заслуживает внимания. Первая часть «Oil Presser...» больше смахивает на дум- или кафедрал-метал, чем на симфонический рок. Однако первое впечатление обманчиво: тяжелое и медленное вступление оборачивается некой разновидностью утяжеленного авангарда. Вторая часть служит антагонистом первой по настроению: хрустальное звучание клавишных аккордов создает удивительную гармонию и умиротворение. Соответственно своему названию, в музыке «Faith» правит бал монолитная, непоколебимая величественность, которая достигает апогея в раскатах соборного органа. «Mangroove» выделяется, главным образом, стильным ритмом расслабленного покачивания и является единственной джаз-роковой композицией на альбоме. Клавишные настроены на имитацию духовых. Особым украшением стало отличное соло на гитаре в конце, которое сыграл приглашенный музыкант Стюарт Тернер. Относительно слабой — простой и монотонной — оказалась пьеса «Cynic's Gate» — типичный помпезный хард-рок с простеньким мотивчиком на гитаре и фоновым женским вокалом. Неоригинально. «The Homecoming» возвращает нас к триумфальному настроению, чем близка к «Faith», а шум толпы только усиливает победоносное пришествие. Альбом завершается 14-минутной развернутой эпической композицией, одноименной с альбомом. В партиях гитары заметно влияние астрального симфонического рока 1970-х в стиле Camel и Pink Floyd, в клавишных же манера игры близка к Genesis. В остальном, это по-прежнему массивный, не слишком подвижный и экспрессивный, но задумчивый и мечтательный арт-рок на фундаменте прогрессив-электроники.

(C) Андрей ГАЕВСКИЙ


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА