МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Peter Gabriel (UK) - 2004 - "Live in Austria"

Журналиста туристической газеты судьба порой балует, и моя пресс-поездка в Вену совпала с датой турне Питера Габриэля – 15 мая, в "Винер Штадхолл", концертном зале, построенном специально для таких концертов. "Тамошние" взяли мне билеты (можно было и через Инет, но никто ж не хочет кредитку светить), и я пошла! На входе всех ласково "похлопали" секьюрити, просили сумочки показать, но сахарно улыбались и были предельно корректны. Сразу скажу, на этом их миссия исчерпалась, и в зале я никого из них даже не заметила. Но это же Вена, все взаимно вежливы. Концерт был запланирован на 19.00, однако начался лишь полтора часа спустя. Где-то минут сорок народ просто стоял, и наблюдал за вращением большого медальона над сценой, на который проецировалось изображение Питера и мелькали координаты его сайта. На другой стороне медали пупсился схематический младенец (эдакое лого-эмблема). И все это под загадочные звуки вступления из вещи ‘Darkness’. Я успела хорошо изучить зал и, как говорится, испытала чувство глубокого удовлетворения. Винер Штадхолл невелик, в форме подковы, в основе которой круглая сцена, очень разумно подвешены – нет, не колонки, а целые колоннады, и на сцене уже расставлены инструменты и стойки. Далековато от сцены, на отлете – сидячие места амфитеатром. Я порадовалась, что взяла "стоячее" место. Прямо перед сценой. Над ней на какую-то большую конструкцию то и дело по веревочным лестницам сновал техперсонал. Народ периодически начинал кричать "Питер!", рядом барышня щебетала что-то о Бритни Спирс. В общем, сложилось впечатление, что публика была в курсе самых основных хитов, и просто пришла на "гарантированно" хороший концерт. Вскоре Габриэль на медальоне ожил, и сказал, что сейчас мы все с радостью поприветствуем неких замечательных ребят. Вышли пять, пардон, музозвонов лет по 35 с гаком каждому, и начали тупо и неумело, очень нудно давить из себя некие песни. Этот стиль с отблесками "Оазиса" я называю "Кто тебе жить мешает?!". В общем, где-то они удачно выпили пива с Габриэлем – не иначе. Когда они закончили свои потуги, выскочил на сцену анонсированный Габриэлем веселый кубинец и спел что-то заводное на три аккорда, потом играл с публикой в игру "повторяем и хлопаем ладошками". Этот был хотя бы повеселее и колоритнее. Еще минут через 15 вышел сам, и я была за четыре головы от носков его туфель! Габриэль сел за клавиши, и запел ‘Here Comes the Flood’ на немецком. У меня похолодело внутри. Габриэль красиво произносит немецкие слова, но мне стало очень неуютно. К счастью, дальше все песни были на английском, только, естественно, вел он концерт по-немецки. Порой по бумажке, тщательно выговаривая слова. Народ часто смеялся, а Габриэль журчал что-то добродушно, как дядюшка. Из дядюшкиных фраз на немецком я поняла только три слова: "философия", "менструация" и "папа". Собственно, идейная часть концерта заключалась в зарождении жизни, появлении ребенка, от момента зачатия и до сознательного возраста. Все вещи были выстроены под эту концепцию, оформление сцены и шоу – также (об этом скажу отдельно). После первой вещи вышли остальные музыканты – трое лысых мужчин и две пышногривые девушки. (Мужчина бы обратил внимание на пышности несколько иного характера: ВМ)/ И тут я глазам своим не поверила! Я нарочно не смотрела сайт, чтоб не сглазить посещение концерта. Но теперь с полным правом могу сказать, что "Я Левина видела"! Он самый! Так и хотелось сказать, что мы, простые украинские любители Арта, тебя знаем и уважаем, а эти венцы: ну что с них взять? Музыканты все были в черном, мужчины – в черных прозрачных "жатых" плащах поверх брюк и футболок, дамы в классических "маленьких черных платьицах". Петя был в черных просторных штанах и черной же рубахе-"толстовке", которая мягко обрисовывала его слегка пузатый контур. В общем, о Габриэле вслед за Ильфом и Петровым можно сказать, что он очень "большой и красивый парниша". Насчет репертуара. Я по приезде из Австрии купила ДВД "Growing Up" с записью концерта 2003 года в Италии. Там наполовину было то, что он представлял и в турне 2004 года. Но только наполовину. Первая часть концерта была "раскачивающей", с ‘More Than This’, ‘Don't Give Up’, ‘Secret World’ и прочими наподобие. А вот когда все выдали по-кримсоновски ‘Darkness’, пошла жара. В целом, звучание и аранжировки были более близки к Кинг Кримсон последних лет, но многое звучало совершенно иначе, более энергично и жестко, чем в студийном варианте (именно после таких концертов я понимаю целесообразность выпуска "концертных" СД). Так, эпический ‘Red Rain’ был основан на жестком рисунке "Пинк Флойдовской" ритм-секции. А уж о ‘Digging in the Dirt’, ‘Growing Up’ и ‘Sledgehammer’ и говорить не приходится – всех не то что "завело", а просто взорвало. Не в малой степени и от происходящего над сценой. Круглая конструкция сверху размером со сцену (не помню, как называется в топологии восьмиугольный бублик) оказалась не просто летной площадкой осветителей, а мобильной "шкатулкой с сюрпризом". Она поднималась и опускалась, из нее выплывало огромное белое "яйцо", которое в другой песне становилось прозрачным, а в следующей превращалось в подвешенный шар. В котором потом, отделенном от основы, в песне ‘Growing Up’ Габриэль скакал по сцене, находясь внутри. Также по платформе вниз головой на роликах ездил по кругу Петя с певицей Мелани (о ней скажу пару слов потом). Габриэль надевал пиджак с мигающими лампочками, ездил на "лисапедике" в ‘Solsbury Hill’. По яйцу-шару змеились молнии и сновали "лучи Лазаря" – полное свето- и звуко-преставление! И Питер Габриэль, тот самый Габриэль, которого когда-то я в школе слушала на бобинах, был энергетическим стержнем этого фантастического действа. Пел в полную силу, просто ввинчиваясь и разрывая воздух, делал все свои фирменные "фишки" с подрывом голоса на пол-октавы вверх. А пока "Человек с большой буквой" занимался другими дивами, подросли дети от первых возлюбленных, и – вот ведь искренняя приятность! Мелани, полноправный участник концерта в Вене и турне в целом, оказалась дочкой Габриэля. Пела она отлично, собой несомненно хороша (я-то грешным делом, увидев ее, приняла за новую пассию), голос чем-то похож на Дидо, но чуть более "маслянистый". Она мне особенно понравилась в ‘Down Side Up’, где они по платформе на роликах вниз головой катались. А еще одна дочка, Анна Гейбриэл, художник, сделала фильм об этом турне, который продавался на ДВД. Честно, просто рада за Питера Габриэля во всех отношениях. К середине концерта медитативно бацающий насадками на пальцах по струнам Тони Левин (по сравнению с Габриэлем он казался маленьким) развеселился, и в ‘Digging in the Dirt’ прилег в экстазе на сцену и ввинтил такое смачное "нечто", что народ сразу его полюбил. Ударник был в ударе, гитарист работал на славу, клавишница тоже хороша, но по поведению Габриэль явно выделял Левина. Питер периодически прекращал "обходы" сцены и садился за пульт управления, что-то там подыгрывал на клавишах и переключал, не переставая петь. Его крупным планом показывал большой экран, но и так все было отлично видно. Побывал еще раз на сцене и кубинец, предварявший концерт: он, вне всяких сомнений, очень натурально изобразил этнические стенания космических ацтеков в ‘Signal to Noise’. В целом, все видно и слышно было прекрасно, звук очень качественный. Когда Петя решил пошептать на фоне бушующего шквала, его было очень чисто слышно, и вообще, хотя я находилась в эпицентре лавины звука, после концерта не оглохла. Очень умело "закруглил" концерт. Спел на бис заводную ‘In Your Eyes’, а когда вышел в ревущую толпу снова, был со свечечкой, которую поставил на клавиши, прочувствованным голосом рассказал то том, что "его папа самых честных правил", и в полной темноте, освещаемым только пламенем свечи, спел ‘Father – Son’. Публика тихо разошлась, и смела все, что продавалось в киоске на выходе из зала: СД, ДВД, майки, плакаты, буклеты. Цены были очень "европейские", но все равно я купила на память о том, что все это было наяву, всю в символах турне и надписях ленточку с карабинчиком, на которую и повесила впоследствии фотоаппарат.
Olga Potekhina


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА