МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке

Глава III - Жанры и формы - Часть 3



В послебитловской музыке кводлибетная логика пришлась ко двору в психоделик-роке и дожила до наших дней. Так, мозаично выстроены альбомы «Naked City» и «Pain Killer» Джона Цорна, «Helter Skelter» Фреда Фрита. Последний альбом, по словам автора, навеян образами Босха и представляет сложное полижанровое произведение, где идея беспорядка находит удивительно гармоничное разрешение. О нем еще пойдет речь. Записи Цорна, прежде всего, «Naked City» - пре¬дел дробности, мозаику этого альбома образуют причудливо сменяющие друг друга пьесы, музыкальные фрагменты чужой музыки, звуковые «корпускулы» самого разного калибра (среди них есть продолжительностью всего несколько секунд, и на слух это уловить очень трудно). Под¬черкивается непредсказуемость, произвольность, случайность, становящаяся закономерностью - по сути дела в рамках «пост-арта» интерпретируется одна из фундаментальных идей авангарда.

Но вернемся к отдельным композициям. В связи с составным мето¬дом формообразования большой интерес представляют опыты «ренессансной» Gentle Giant. Музыка ее ярко выделяется на фоне песенно-куплетного рока начала 70-х своей композиционной неординарностью. Музыкальные формы здесь как бы складываются из сегментов, каждый из которых по существу представляет краткий мотив-рифф, который звучит в многократном повторе - своеобразная имитация музы¬кальной шкатулки. Коммуникация основана на сочетании остинатного сбора риффов и сцепления их между собой.

Пьеса «Runaway» из альбома «In a Class House» - это настоящий хоровод тем и мотивов, создающий картину круговерти жизни. Наличие основного рефрена сближает необычную форму с рондо, а появление контрастной темы в ней и возвращение начального материала - с репризной формой. И все же подлинная природа формы «Runaway» - это логика продвижения кругами: с удале¬нием от исходной точки (исходного круга), возвращением и частичным размыканием в конце. В композиции «In a Glass House» она дает название всему альбому и завершает его - нет побочных признаков рондо или репризной трехчастности. Это совершенно свободная кводлибетная и тематически ра¬зомкнутая форма с признаками периодичности в обоих разделах.

СЫРОВ Валерий Николаевич


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА