МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке

«Пост-арт» 80-90 годов, Часть 2



«Новая волна» («New Wave»), как известно, явилась реакцией, с одной стороны, на панк, с другой - на переусложненные формы арт рока. В конце 70-х она принесла с собой новую простоту". Это сказалось на музыке, ее характере, который стал более объективным, отстраненным. порой ироничным (остинатно-механические ритмы, сухие синтезаторные звучания). На фоне сравнительно чистых образцов стиля (Talking Heads, Police, Clash, Элвис Костелло) вьщеляются «арт»-экскурсы Dire Straits (альбом «Любовь дороже золота»), Roxy Music с их пародийными выпадами в адрес арт-рока, многогранное творчество Брайана Иноу, который после ухода из Roxy Music сделал серию «сессий» с Фриппом. Кейлом и другими известными музыкантами арт-роковой ориентации. Привлекают также записи певицы Лорри Андер¬сон. работы Фриппа с Энди Саммерсом. Брайаном Ферри, записи Стинга ранних лет – все это уже выходит за рамки «новой волны», впрямую соприкасается с арт-роком. Да и сама «новая волна» давно уже разделилась на множество подвидов, и не существует как единство.

Совершенно неожиданно и удивительно преломление арт-тенденции в русле панка -ведь изначально декларируемая идея панка это отказ от всяких намеков на ку льтуру и культурность, последняя в глазах панкера не что иное, как отживший хлам, обычная благовоспитанность. Но за этим бунтом часто скрывался робкий интерес к музыке и культуре: он проявился на самой ранней стадии предвосхищения панковской эстетики у Rolling Stones, Velvet Underground, о чем уже говорилось ранее. .

Обогащение стилистики панка в 80-е годы наблюдается в музыке группы Coil. Альбо¬мы «Hold Is the Metal» 1988 г, «Love's Secret Domain» 1991 г и «A Contaminated Songs» 1993 г содержат интересные явления. Например, композиция «Chaostrophy» из альбома «Love's Secret Do¬main». Наряду с изысканной звуковой инженерией, порой близкой к электронному авангарду, встречаются элементы классики (звучание струнных, смычковых, цитирование старинных баллад, ориентализмы – «Nasa-Arab»). В целом Coil дсмонстрировали высокий технический и творческий уровень. .

В альбомах словенской группы Laibach, которая интересна не только своей музыкой, но и философскими эссе и преамбулами к альбомам, также встречаются реминисценции «арта». Но в целом и панк, и вышедшие из него «Независимые» («Independante») больше соприкасаются с авангардом, и иногда. можно обнаружить оригинальные явления, как, например, группа Skinny Puppy с интересным альбомом «Last Rights» 1992 года. .

Другим жанровым полюсом арт-рока является поп-рок, но тем не менее, и он прокладывает свои пути к «третьей» музыке. Надо сказать, что проявления «арта» в этой сфере носят самый безудержный ком¬мерческий характер. Разного рода вставки, коллажи и цитаты, предна¬значенные продемонстрировать «культурный уровень» поп-звезды, давно уже стали общим местом, и на поверку чаще всего оказываются от¬кровенной спекуляцией, а в лучшем случае, украшательством. Именно в этом специфика интегрирующих тенденций в поп-эстраде: они всегда связаны с гомогенизацией. Хотя и здесь можно встретить музыку, дос¬тойную внимания искушенного меломана: некоторые композиции АВВА, в которых песенно-танцевальная стихия поп-рока органично соединяется с методами тематической разработки и тонально-гармонического развития (Интермеццо № 1), лучшие вещи Пола Мак¬картни, Элтона Джона, Стинга, Гэбриела. Саймона – все это образцы высокого профессионализма, имеющие не только прикладную ценность. .

По-своему оригинально творчество Queen, которое стоит близко к арт- року. Это можно проследить на примере музыки разных лет, начиная со знаменитой «Богемской рапсодии» из альбома «Ночь в опере» 1975 г и кончая альбомами последних лет: «А Kind of Magic», «Miracle», «Innuendo» и в особенности «Barcelona», где вокалы Фреди Меркюри и Монсеррат Кабалье сливаются в удивительно гармоничный дуэт. Именно в них группа достигает наибольшей художественной убедительности, преодолевая изначально свойственную ей эклектичность. .

К сожалению, в большинстве своем «арт» в поп-музыке нивелиро¬ван, ранжирован под шаблоны массовой культуры и китча, с его паразитированием на культуре высокой, стремлением к «благородному». В этом аспекте все, что говорилось во Введении о гомогенизации, приме¬нимо и к подобным образцам: «классические» мотивы в рок- и диско-ритмах – всего лишь приятный фон для беседы, домашних дел и других бытовых и производственных функций. Поэтому, говоря о явлениях десятилетия 90х, следует учиты¬вать столь широкий и пестрый фон. Новейшая стадия «артизации» рока связана с явлениями двух родов Во-первых, это пост-арт, созда¬ваемый арт-рокерами старшего поколения.

СЫРОВ Валерий Николаевич


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА