МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке

Арт-рок 70-х: Концепции и наnравления, Часть 18



На американском континенте, родине рок'н ролла, арт-рок не получил столь широкого развития, как в Британии и Западной Европе. Что объяснимо рядом причин: во-первых, все развитие американской культуры шло особым специфическим путем, вне привычных для Евро¬пы социальных институтов (филармоний, академий, консерваторий. музыкальных обществ). По определению В. Конен, это «второй путь пост-ренессансной культуры», минующий музыку «оперно-симфонической традиции», европейскую классику в широком смысле слова. Во-вторых, интеграционные процессы шли здесь больше в рамках взаимодействия афро-американских традиций (и через этот диалог выходили на традиции европейские). Наиболее ярко это подтверждает американский джаз, который утвердился как самобытное искусство, минуя музыку оперно-симфонической традиции (и европейская линия джаза этому ничуть не противоречит). Во многом именно джаз заменил американским рокерам «высокую» культуру, и почти весь американский «арт» и «прогрессив» немыслим вне джазового контекста. Вот почему здесь естественны и такие фигуры, как скрипач Джерри Гудмен. который до Маклафлина и Mahavishnu Orchestra играл в арт группе The Flock. или же ансамбль Blood, Sweat & Tears, который эволюционировал от европейских классицизмов первого альбома к горячему джаз-року с блюзовой основой. .

Был и другой путь – синтез джаз-рока и психоделии, примером чего может послужить творчество Фрэнка Заппы (альбом «Hot Rats» 1970 г, где блюзовый тематизм органично соединяется со скрипкой Жана Люка Понти). Более поздние записи Заппы и его группы отражают экспери¬менты со сценическими формами, где пародийный талант музыканта раскрывается в полной мере. .

Другой представитель калифорнийского рока – гитарист и певец, который известен по псевдониму «Captain Beefhcart» («Капитан Бычье сердце»). Оставивший Калифорнийскую консервато¬рию ради занятий рок-музыкой, он также прокладывал в 70-е годы путь к соединению джаза, рока и блюза (не без влияния Заппы). .

Альянс рока и авангарда, рока и поп-арта более характерен для нью-йоркской сцены. Уже говорилось о Velvet Underground, продюссируемой Энди Уорхолом. Особый интерес представляет сольная деятель¬ность члена этой группы, композитора и скрипача Джона Кейла. Заслу¬живают внимания его сольные альбомы «Church of Antrax» (в содруже¬стве с композитором-минималистом Терри Рили), «Paris 1919» и осо¬бенно «Academy in Peril» 1972 года. Многое в му зыке Кейла продолжает европейские традиции, см.. например, альбом «Wrong Way Up» 1991 года, записанный с Иноу, где в пьесе «Кордова» Кейл музицирует на виоле в духе старинной паваны. .

Kansas – пожалуй, единственная американская группа, от¬кровенно ориентирующаяся на британские модели арт-рока, что вносит в ее творчество черты эпигонства. Она образовалась в 1970 году уси¬лиями Керри Ливгрена (гитара, клавишные) и Стива Уолша (клавишные, вокал), они же – основные авторы музыки и текстов. Кроме того, в состав группы вошел Робби Стейнхард, скрипач с высшим музыкаль¬ным образованием, поработавший до того в европейских симфониче¬ских оркестрах. Именно он внес в музыку Kansas выраженный «симфонический» саунд. .

Из лучших записей группы следует выделить альбомы “Kansas”, “Leftoverture” и «Point of Know Return» 1977 года с песней «Пыль на ветру», ставшей в США хитом. Но даже в лучших композициях видна зависимость от влияния гигантов арт-рока, таких как Genesis и Gentle Giant (пьеса «The Spider»). Группа не смогла преодолеть ее до конца, оставшись пестрой по стилю, что впрочем не мешало популярности. .

В начале 80-х она стала тяготеть к облегченно-коммерческому арт-року (c альбома «Vinil Confession»), и в таком качестве провела всю декаду: поразительный факт живучести для арт-роковой группы. .

Завершая экскурс в семидесятые годы, следует отметить, что за рамками обзора остались по-своему интересные факты тех лет: Electric Light Orchestra и ее предтеча, группа Move, Barclay James Harvest, Mike Oldfield, Pavlov's Dog, Cressida, Strawbs, Supertramp, группы арт-рока с небольшой «джазовой» ориентацией: Colloseum-II, Caravan, Camel, Hatfield & The North и многие другие. Материал столь обширен, что обозначить все невозможно Ясно одно: в первой половине 70-х годов (а точнее, с 1969 по 1976 гг) наблюдается концентрация творческой и духовной энергии рока, которая вылилась в огромный массив разнообразной музыки. .

Большая часть созданного заслуженно забыта, и сохраняет интерес только для исследователя-историка, что-то продолжает оставаться в памяти лишь как свидетельство той эпохи перехода рока в новое качество. Многие же произведения – альбомы King Crimson, Van Der Graaf Generator, Jethro Tull, Genesis, Yes, Gentle Giant, Pink Floyd, ELP – имеют непреходящую цен¬y, и настоящее значение их со временем возрастает, как возрастает их непосредственное влияние на последующую интеллектуальную рок- элиту. Назовем этот период в истории арт-рока «золотым».

СЫРОВ Валерий Николаевич


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА