МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке

Арт-рок 70-х: Концепции и наnравления, Часть 10



Поиски стилистически рафинированных форм были характерны для творчества психоделической Soft Machine, о которой уже заходила речь Именно с ней на заре существования сотрудничал бывший австра¬лийский поэт-битник Дэвид Аллен, который позже стал инициатором создания группы Gong. Она возникла в Париже в 1970 г. и включила в свой состав, кроме Аллена, певицу Жиль Смит и басиста Кристиана Трича. Позже к ним присоединились гитарист Стив Хиллидж, саксофо¬нист Дидье Малерб, клавишник Фрэнсис Бэкон и барабанщик Лурье Аллен.

В творчестве этой необычной группы по-своему интересны альбомы, входящие в трилогию о Радио-гноме: «Angel's Egg», «Flying Teapot» и «You», где развивается направление «изысканного» психоделического спейс рока. Группа обогащает его элементами джаза - подобный сплав в начале 70-х был еще популярен, кроме Soft Machine, его разрабатывали Caravan и уже упоминавшаяся The Mothers of Invention. Gong широко использо¬вали синтезаторные эффекты, приемы электронного и «конкретного» микширования, накладывая на это тончайшую вязь модальных импро¬визаций. нетрадиционный вокал с разного рода загадочными постаны ваниями и попискиваниями невидимых «радио-гномов». Все это в соче¬тании с другими приемами создавало психоделический пейзаж. Психо¬делическая символика проникает в названия композиций и альбомов ( «Flying Teapot»), текстах, которые и поныне остаются одними из лучших стихотворных образцов в рок-музыке. Над всем этим витает таинственная аура некоего франко-галльского изящества, что тоже выделяет Gong среди многих представителей арт-рока.

Здесь мы касаемся такой сложной материи, как преломление в рам¬ках арт-рока черт национальных культур. Принято считать, что рок - явление интернациональное, лишенное признаков националь¬ной формы или подавляющее эти признаки. Если это мнение и справедливо, то относится оно скорее не к року (и тем более, не к арт-року), а к поп-музыке. которая, как уже говорилось, является наиболее ярким и доступным выражением массовой культуры с ее принципом гомогенизации.


СЫРОВ Валерий Николаевич


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА