МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
Glass Hammer


Страна: США.

Основной состав: Fred Schendel - keyboards, guitars, backing vocals; Steve Babb – bass, keyboards, backing vocals; Kamran Alan Shikoh – el., classical & ac. guitars; Jon Davison – lead vocals; with: Randall Williams – drums; Rebecca James – violin; Susan Hawkins – viola; Rachel Breckman – cello; Carey Shinbaum – recorders, oboe.

Группа Glass Hammer была официально образована в 1992 году в Великобритании. Тогда двое давних друзей Steve Babb и Fred Schendel, начали писать музыку к концептуальному альбому по произведениям Толкиена “Journey of the Dunadan". Они самостоятельно издали этот альбом, зарегистрировав свой лэйбл Arion Records, и выставили его на продажу в интернет-магазине QVS Shop At Home Network, а также в сети международных интернет-дистрибьюторов и на собственном сайте. Какого же было их удивление, когда оказалось, что было продано несколько тысяч копий альбома. Этим была подготовлена почва для успешной карьеры музыкантов. Сейчас багаж Glass Hammer включат в себя многочисленные альбомы, восторженные отклики во всем мире и большую армию поклонников, которая устойчиво растет с каждым годом.

Альбом “Journey of the Dunadan" показал прекрасную работу вокалистов Дэвида Картера (David Carter), Терри Клауса (Terry Clouse) и Мишель Янг (Michelle Young). Успех альбома привел к созданию своей современной звукозаписывающей студии, где Glass Hammer, а так же их друзья, записывают свои альбомы.

В 1994 году Стив Бабб и Фред Шендэль начали работу над своим вторым альбомом "Perelandra", который был выпущен в 1995 году. Альбом стал довольно успешным. Постоянно возрастающее музыкальное напряжение, прохладный тон, длинные эпические композиции были отличительными признаками этого альбома. Альбом и на этот раз был концептуальным, построенным на мифах мира под названием “Evermore”, который выдумали Стив Бабб и Фред Шендэль. David Carter и Michelle Young приняли участие в записи альбома на одном из треков. Впервые на альбоме "Perelandra" появилась вокалисты Трейси Клауд (Tracy Cloud) и Уолтер Мур (Walter Moore), которые украсили альбом своим вокалом и 12-струнной гитарой.

В 1997 году группа начала работать над следующим эпиком. Чтобы порадовать поклонников, был выпущен ограниченным тиражом альбом “Live and Revived”, который состоял из концертных записей и нереализованного материала, написанного после “Journey of the Dunadan". На этом альбоме был представлен концертный состав группы, который тогда состоял из Стива, Фреда, Дэвида Картера, Уолтера Мура и Мишель Янг.

В марте 1998 года вышел долгожданный альбом “On to Evermore”. Этот альбом был продолжением “Perelandra”. К монументально и величественно звучащим клавишным, которые стали визитной карточкой группы, было добавлено много гитары. В альбоме “On to Evermore” еще больше раскрылись вокальные таланты Уолтера Мура, который спел в нескольких композициях. Кроме того, звуковая гамма значительно расширилась в изумительной игре множества инструментов. Альбом получил хорошие отзывы критиков и был признан одним из лучших прог альбомов 1998 года.

В апреле 2000 года был выпушен альбом “Chronometree”, сделанный в стиле ретро-прогрессив. Альбом был наполнен звуками клавишных инструментов, звучащих под '70-е годы и отличался ярким и виртуозным мастерством. Поклонники группы ажиотажно скупали тираж альбома. Приглашенные звёзды Arien Lucassen (Ayreon) и Terry Clouse, а также новый вокалист Brad Marler, помогли еще больше расширить звучание Glass Hammer. "Chronometree" был сравним по популярности с “Journey of the Dunadan". Вскоре он стал коммерчески самым успешным альбомом Glass Hammer и остается таким до сегодняшнего дня.

В 2001 году увидел свет альбом “The Middle Earth Album”. Это своеобразное собрание историй по мотивам “Властелина колец” Толкиена. Этот специально выпущенный альбом был результатом многочисленных просьб фанатов Glass Hammer вернуться к рассказам о “Срединной Земле”. Стив и Фред приняли эти пожелания близко к сердцу и возвратились к сказочному миру троллей и эльфов, записав как бы вживую (с помощью "волшебной и таинственной" аппаратуры) их концерт во время веселья в таверне “Гарцующий Пони”. Альбом “The Middle-earth Album” стал большим хитом среди фанатов Толкиена, которые сразу стали требовать продолжения.

Выпушенный в 2002 году альбом “Lex Rex” показал, что Glass Hammer – одна из самых успешных и любимых прог-роковых групп в мире. Альбом “Lex Rex” собрал все лучшие элементы стиля Glass Hammer: эпические композиции, сложные вокальные партии и виртуозное исполнение. Альбом быстро стал хитом с постоянной армией поклонников, которая расширялась с каждым годом.

В 2003 году Glass Hammer исполнил “Lex Rex”, а также композиции из "Chronometree" вживую на фестивале NEARfest в уже сложившемся составе: Фред Шендэл (Fred Schendel), клавишные, Стив Бабб (Steve Babb), бас, клавишные, вокал, Уолтер Мур (Walter Moore), гитары, вокал, Сьюзи Богданович (Susie Bogdanowicz), вокал, и Матт Мендианс (Matt Mendians), ударные, а так же бэк-вокалистки Бетэни Уоррен (Bethany Warren) и Фло Пари (Flo Paris). Эрик Паркер (Eric Parker) сыграл с Glass Hammer на акустической гитаре. На концерте Glass Hammer также принимал участие хор, состоящий из 20-ти человек. Glass Hammer сыграл еще несколько концертов в течении 2003 года и записал DVD “Rex Live”.

В том же 2003 году началась работа над альбомом “Shadowlands”, который в очередной раз подтверждают огромный талант Стив Бабба и Фреда Шендэля. На альбоме звучит великолепный вокал Уолтера Мура и Сьюзи Богданович, настоящие органные трубы, стоимостью в пол-миллиона долларов, струнная секция, целый арсенал аналоговых инструментов и всё, что может предложить современная технология. Как утверждают сами музыканты, на альбоме “Shadowlands” представлено все, что должен иметь современный прогрессив рок: звуки старинных инструментов, современные инструменты, эпический стиль исполнения. Альбом был выпущен в январе 2004 года и тут же стал фаворитом среди фанатов и магнитом, который притягивал массы новых поклонников группы.

Популярность музыкальной продукции Glass Hammer продолжает расти во всём мире. Название Glass Hammer стало синонимом высокого качества, эпического изложения материала альбомов посредством смешения многих музыкальных стилей, сложной, но в тоже время мелодичной структурой прогрессивного рока (симфо-арт-рока в данном случае). Без сомнения, Glass Hammer остаётся одной из самых популярных и уважаемых групп в прогрессив роке.

Я начал знакомство с этой группой сравнительно недавно - с альбомов “Lex Rex” и “Shadowlands”. Памятуя, что не раз обжигался, покупая “кота в мешке”, я скачал всё, что можно было найти в Интернете, а потом уже купил альбомы. Прослушанное привело меня в восторг, и я, недолго думая, скупил все альбомы Glass Hammer. Сегодня я могу честно признаться, что если бы начал знакомство с первых трёх альбомов, восторгов было бы значительно меньше, если вообще были бы: интересно, забавно, но не более. Позднее я узнал, что в российских специализированных интернет-изданиях первый альбом Glass Hammer был раскритикован в пух и прах.

Так чем же так привлекла эта группа, почему она на протяжении сравнительно короткого срока стала очень известной и популярной, что бывает довольно редко в современном прогрессив роке. Прежде всего, в самом начале был сделан очень точный тактический ход, а именно: соединить прогрессивный рок с произведениями Толкиена. В одном из более поздних интервью Стив Бабб признался: “Мы думали, что Фрэд и я могли бы оживить прог сцену или, по крайней мере, представить что-то новое публике. Мы подшучивали: “Хэй! Много ли головастых интеллектуалов прочитало Толкиена?" Много. И наверняка эти головастые интеллектуалы слушают прогрессив - так нате, получите “два в одном флаконе”. Это сработало". И они продолжили в том же духе, выпустив еще два фэнтезийно-концептуальных альбома: "Perelandra" и “On To Evermore”. А так как под такую тематику очень хорошо подходит нео-прогрессив, эти альбомы и были выполнены в этом стиле. Но на одном нео-прогрессиве далеко не уедешь, тем более, что уже давно существовали группы, значительно сильнее играющие в этом направлении: Marillion, IQ, Pendragon... Поэтому после выхода этих трёх альбомов закончился первый этап творчества Glass Hammer.

И начался следующий. Сначала в 2000 году был выпущен “Chronometree”. Это был как бы пограничный альбом в творчестве Glass Hammer. Он сыгран в стиле ретро-прогрессив, и длинных эпических композиций, кроме одной на 8 минут, не содержал. Альбом получился неплохим и сильно отличался от предыдущей продукции, правда, Фред Шендэл не удержался и содрал таки кое-что из Emerson Lake & Palmer. Альбом пошел на “ура” и началось восхождение к новым вершинам.

Как я сказал выше, “The Middle Earth Album” был создан после настойчивых просьб фанатов Толкиена. И, мне кажется, преследовал также определённую цель: повторить тактический ход, проделанный с первым альбомом, а так же чтобы толкинисты их не забывали.

Далее уже начинается тот Glass Hammer, который мы знаем. Сначала опять же концептуальный “Lex Rex”, где музыка качнулась в сторону классического симфо-арт-рока, оставляя при этом мелодизм нео-прогрессива. Это добротно сделанный и красивый альбом, где присутствуют прекрасные эпические композиции.

Следующий альбом, “Shadowlands”, вышел значительно лучше предыдущего. Длинные композиции, очень сильный симфонизм (на альбоме присутствует скрипично-струнная группа), а на десерт в конце красивейший 20-ти минутный эпик. Это тот самый альбом, который произвел на меня сильное впечатление.

Пора было делать новый шаг, и он был сделан, но вот насколько он был удачным, вопрос спорный. Для начала, наконец-то, был расширен официальный состав Glass Hammer. Полноправными членами группы стали: Сьюзи Богданович - вокал; Матт Мендианс - ударные (видимо, Фреду надоело сидеть за ударными в студии) и Уолтер Мур - гитары, вокал. Все они уже давно являлись концертным вариантом Glass Hammer, а в студии только помогали Фреду и Стиву, которые, как правило, записывали все инструменты вдвоём. Далее в 2005-м последовал выпуск амбициозного двойного альбома “The Inconsolable Secret”. Концертный вариант его был выпущен на DVD и, в отличии от предыдущего, “Rex Live”, был записан с сольного концерта, и там присутствовал уже не 20-ти голосый, а 120-ти голосый хор.

Этот очередной концептуальный альбом состоит из двух частей, первая (CD 1), 'The Knights' - это две длинных (15 и 25 минут) композиции? по звучанию и стилю напоминающие 70-е. Вторая часть, 'The Lady', состоит из 11 композиций, наполненных эпическим симфонизмом и средневековым звучанием. Всем бы хорош альбом, а фанаты вообще “визжали и плакали”, но меня смутили некоторые вещи. Во-первых, мне не понравился звук барабанов и, в некоторых местах, их техническая перегруженность. Несомненно, Матт Мендианс хороший и виртуозный барабанщик, но, видимо, имея небольшой опыт работы в студии, местами перегружает техникой композиции с первой части. Это хорошо звучит на концерте, но не в студии. Во-вторых, уж больно много содрано с Yes и Emerson, Lake & Palmer. Именно откровенно содрано, а не позаимствовано. Я давно обратил внимание - как только американская прог-рок группа, так, в основном, тащат у винтажных британских прогрокеров. Не сразу понял, что же мне напоминает построение 25-минутной вещи. Потом вспомнил - если откинуть монументальные, эпические части, то это похоже на построение одноименной композиции ELP с их известного альбома “Tarkus” 1971 года. В-третьих, несколько ушла в тень мелодичность, особенно в первой части. Вторая часть оказалась значительно интересней первой.

После выпуска “The Inconsolable Secret” состав опять расширился и изменился. Вместо Уолтера Мура пришел другой гитарист Дэвид Валлиман (David Wallimann) и добавился вокалист Карл Гровес (Carl Groves). В этом составе в 2007 году был выпущен альбом “Culture of Ascent”. В техническом отношении он безупречен, барабаны звучат как надо, нет явных влияний Yes и ELP. Но вот в музыкальном плане и эпичности он явно проигрывает, несмотря на то, что Glass Hammer сделали красивую обработку вещи Yes с альбома “Fragile” 1972 года, да еще пригласили спеть её самого автора - Джона Андерсона (Jon Anderson). Начало альбома хорошее, но вот чем дальше, тем больше теряется мелодизм, уступая место чистой технике, особенно в самых длинных композициях.

Во всех своих последующих альбомах Glass Hammer стали придерживаться классического симфо-арт-рока в манере Yes, включая вокал нового певца Joe Davidson-а, который позднее стал также участником этой великой английской группы. Поклонники Нео либо расширили свои музыкальные горизонты, либо выпали из когорты фанов Glass Hammer, уступив место любителям более эклектичного прогрессивного рока. Единственный альбом из поздней дискографии ансамбля, что не был принят позитивно, это “If” 2010 года.

Дискография:
”Journey of the Dunadan” – 1993, “Perelandra” – 1995, “On to Evermore” – 1998, “Chronometree” – 2000, “The Middle Earth Album” – 2001, “Lex Rex” – 2002, “Shadowlands” – 2004, “The Inconsolable Secret” – 2005, “Culture of Ascent” – 2007, “Three Cheers for the Broken-Hearted” – 2009, “If” – 2010, “One” – 2010, “Cor Cordium” – 2011, “Perilous” – 2012, “Ode to Echo” – 2014, “The Breaking of the World” – 2015.

Николай "Берендей" Веремеев и ВМ


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА