МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

История двух шедевров – часть 2 (читать Часть 1)
(Опыт философского осмысления в рок-музыке - Исследование)


Museo Rosenbach (Italy) – 1973 – “Zarathustra”
Armando Tirelli (Uruguay) – 1978 – “El Profeta”

Армандо Тирелли – «Пророк»

Совершенно иным по настроению является амбициозный концептуальный альбом уругвайского композитора и пианиста Армандо Тирелли. Это и понятно, так как появление диска обязано другому великому произведению – сочинению «Пророк» ливано-американского философа Халила Джебрана (1883-1931). Покинув Ливан в 12-летнем возрасте, Халил перебрался с семьей в США, где начинал работать корреспондентом в арабской газете. Позже он выпустил несколько книг, последняя из которых – «Пророк» 1923 г. – стала философской вершиной поэта, писателя и мудреца. Она начинается с автобиографических строчек: «…И на двенадцатый год, в седьмой день джелюля, месяца урожая, он поднялся на холм со стороны крепостных стен, и он смотрел на море, и он увидел, как сквозь туман приближается его корабль…» Гениально простые, глубокие откровения автора о различных аспектах бытия устами пророка Аль Мустафы из города Орфалезе стоят многие и многие кубометры исписанной бумаги иных авторов. Цитировать хочется каждое предложение… Интересна судьба и композитора Армандо Тирелли, который всю жизнь разрывался между треугольником испаноязычных стран: Уругваем, Мексикой и Испанией. В конце 1960-х он играл в профессиональной поп-группе Sexteto Electronico Moderno, с которой записал несколько альбомов. После прочтения испанского издания книги «Пророк», которое вышло в 1973 году, у него возникла идея концептуального альбома на ее основе. Работа над проектом заняла 5 лет и завершилась в 1978-м году с большим триумфом. Альбом «El Profeta», на мой взгляд, является одним из пяти, максимум, десяти лучших работ латиноамериканского прог-рока, наряду с такими Шедеврами, как «Slaves Mass» бразильца Эрмето Паскоаля, «Atabal-Yemal» венесуэльцев Tempano, «Criaturas Da Noite» O Terco, «Nimbus» мексиканцев Cast и др., обходя многих из них в мелодичности. Хотя «Пророка» и «Заратустру» роднят похожие сюжетные ходы: странствия обоих героев, проповеди и парадоксальные на первый взгляд размышления о ценностях жизни, они сильно отличаются друг от друга в корне. Книга Джебрана сочится любовью к человечеству, добротой, буддийской умиротворенностью с оттенком грусти и чистосердечной открытостью к читателю. Армандо Тирелли хорошо прочувствовал книгу, так как его музыка представляет собой монолитный, сдержанный, глубокий симфонический прог-рок с упором на клавишные (еще конкретнее: на пианино). В альбоме часто используется речитатив – пояснительные выдержки из «Пророка», но его здесь не так много, как в случае проекта «Homo Sapiens» португальской группы Saga. Армандо не только превосходно играет на клавишных инструментах, вроде того же Меллотрона, синтезатора, органа и пианино, но и замечательно поет в оперном стиле. Традиции уругвайской народной музыки с ярко выраженной эмоциональностью оказываются здесь очень кстати, поскольку в голосе Армандо много красивой печали, необходимой для передачи духа произведения. Помимо лидера, в записи диска приняли участие еще шесть музыкантов, которые включают не только традиционных для жанра гитариста, басиста и барабанщика, но и двух флейтистов. Яркие, сочные партии флейт и «космические» эффекты синтезатора прекрасно дополняют это изящное, превосходно аранжированное музыкальное полотно в лучших традициях симфонического рока. Вообще, «El Profeta» - одно из самых красивых произведений в пестром мире прогрессивного рока планеты. Оригинальный винил – огромная редкость даже в Латинской Америке, а переиздание альбома на компакт-диске в 1997 году вышло небольшим тиражом. В то время, как aльбом Музея Розенбаха сейчас уже хорошо известен «продвинутым» меломанам, монументальный эпический Шедевр Армандо Тирелли и Ко нуждается в дополнительном освещении и заслуживает самой горячей рекомендации к прослушиванию от автора этих строк.


Андрей Гаевский


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА