МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
Современный прогрессив рок: Спор продолжается

Пессимистически-оптимистический ответ на оптимистически-критический ответ Веремеева

                                                                                                                
Трепещет яростное сердце,
Пылают очи старика,
Почуяв в доме иноверца,
К кинжалу тянется рука.

Важа Пшавела


Кажется, дискуссия продолжается... ну и хорошо! Тем более, что в цивилизованных рамках. Не скрою, давешняя моя, декабрьская заметка вызвала без преувеличения ожесточенные споры. Поскольку эти мои «размышления» были массово растиражированы именно в «Вестнике прогрессивного рока», то я чувствую себя обязанным дать некоторые пояснения его читателям, попутно ответив Веремееву. Прошло несколько месяцев, «горящие сердца» благородных негодовальцев поостыли, можно делать некоторые выводы. Тогда, в декабре-январе, многие поспешили обидеться. Один музыкальный журнал даже устроил «разбирательство моего дела на парткоме любителей прог-рока». Закончилась эта «акция», как и следовало ожидать, «коллективным порицанием» под гогот и улюлюканье интернет-тусовки. «О славный час! О славный вид! Еще напор – и враг бежит». Мои оппоненты, как я заметил, в основном, разделяются на два лагеря: «просветленные пофигисты» и «сочувствующие организаторам». Первые из них вообще не понимают, зачем нужно обсуждать музыку, когда можно просто слушать. (Гм… А зачем тогда обсуждают кино, литературу, театр, футбол?) Вторые же осторожно признают, что да, TFK– уже «не те», да и вообще устарели/заплесневели, но надо поддержать организаторов – хороших людей – или просто лояльно промолчать в угоду некой корпоративности. Вам это ничего не напоминает? «Все советские люди, весь советский народ, все прогрессивное человечество… в едином порыве… плечом к плечу…» Объясняют: организаторы с ног сбились, собирая бумажки по посольствам. Согласен, бюрократическая волокита – вещь утомительная, однако в Москве каждый день на работу выходят миллионы клерков, которые только тем и занимаются, что перебиранием бумажек. И никому, вроде, не приходит в голову осуждать их начальство, которое явно ценит результат работы, а не процесс. Злые языки даже утверждали, что концерт этот – своего рода подарок жене – горячей фанатке TFK – одного из организаторов. Приятное с полезным, так сказать… Впрочем, это из разряда шуток. В общем, о TFK, как о мертвых, говорить хорошее или ничего. Мне казалось, что я, пришедши на концерт 8.12.12 за свои деньги, а не по аккредитации, как некоторые, волен свободно выражать свое мнение независимого журналиста в рамках приличий. Еще мои закавыченные оппоненты обвиняли в «бульварном» изложении моих размышлений, не смущаясь при этом самим переходить на личности и щедро раздавать оценки моей персоне, а не сути написанного. Но предупрежден – значит вооружен. Старые читатели «Вестника…», вроде меня, еще помнят постыдную травлю самобытного исследователя В. Меньшикова в начале 2000-х годов, а потому таким отношением не удивишь. Такое впечатление, что стагнация TFK уже не вызывает сомнений ни у кого, если не считать отдельных упрямых почитателей. Подспудно, обнажилась наша провинциальность, которую так и не поколебал нынешний статус Москвы – богатейшего и крупнейшего города Европы. Мы так и не привыкли к тому, что мировые «звезды» давно сюда едут не из жалости, как это было в случае «олимпийского» концерта Pink Floyd в 1989-м, а за деньги. Причем, учитывая шведский подоходный налог на «развлекательную деятельность» более 50%, TFK должны прямо-таки стремиться на «левые» концерты за рубежом. Впрочем, если Путина не смущает лобызать Депардье, то нашим прог-меломанам только и остается, что целовать пятки TFK за то, что «шведская принцесса почтила визитом нашу деревню».

Эта «дискуссия» обнажила еще одну важную проблему, которая стала настоящем бичом на Западе и потихоньку развивается у нас. Дело в том, что критическая журналистика у нас постепенно вырождается в информационную прислугу исполнителей. Современные российские рок-журналы становятся информационными досками и сосредоточением елейных, политкорректных репортажей и концертных отчетов. Боюсь, рок-журналы в этом случае обречены, так как они не могут конкурировать с информационным изобилием интернета, если не станут более «мускулистыми». Явственно проступает корпоративная связка «Исполнитель музыки – Издатель музыки – СМИ». Эти три субъекта существуют в тесной взаимосвязи, а потому все эти самые якобы независимые СМИ часто переступают тонкую грань между профессией и дружбой. Наступает момент, когда написать что-либо резкое уже перо не подымается, так как не хочется обидеть новоявленного дружбана из окружающей тебя музыкально-журналистской тусовки. В следующий раз интервьюемый может не захотеть общаться. Таким образом, современная (преимущественно) рок-журналистика постепенно становится «бесхребетной», а многочисленные концертные отчеты представляют собой однотипную фиксацию событий, прошедших «в атмосфере дружбы, взаимопонимания и высокого доверия». Дошло до того, что некоторые редакторы выдают такие перлы: «За каждым стоит бездна времени, сил, вдохновения, потраченного на то, чтобы создать свой собственный музыкальный мир». Понятно, да? Плохой музыки (литературы, кинофильмов, спектаклей) нет: дескать, все зависит от вкуса. Создается впечатление, дорогие читатели, что наша столичная рок-журналистика капитулировала перед информационным бумом и больше не хочет вникать, разбирать, оценивать, поучать, а плывет себе по течению.


Андрей Гаевский


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА