МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
LED ZEPPELIN


Led Zeppelin. Страна: Великобритания.

Состав: Jimmy Page (guitars), Robert Plant (vocals), John Paul Jones (bass, keyboards), John Bonham (drums).
 

Легендарная новаторская группа из известного революционного триумвирата, открывшего эру тяжелой музыки. Если Black Sabbath стали основателями собственно металла, в частности, на заре деятельности - стиля doom, Deep Purple разработали стилистику будущего хард-н-хеви, достаточно скоростного хард-рока с использованием элементов барокко, то Led Zeppelin стали пионерами модотоподобного харда на блюзовой основе. Они меньше других обращались к исконно европейским корням, тогда как фактически первыми из "тяжеловесов" стали использовать развернутые восточные мелодии: моду на подобное звучание задал бесподобный "Кашмир" из альбома 1975 года.

Во всем творчестве цеппелинов хард-рок и блюз занимали примерно равные позиции. Воспитанный в блюзовой команде Yardbirds, Пэйдж сохранил привязанность к этой манере на всю жизнь. Первые два альбома, как и вся продукция группы до 1975 года включительно, содержали по 50 процентов "тяжести" и блюзовой гитарной акустики. Первый диск был явно сильнее, но крупнейший международный успех получил второй во главе с песней "Whole lotta love". Цельность музыкального замысла Led Zeppelin наиболее полно проявилась на третьем диске, где вещи стали длиннее и эпичнее, а удивительная пьеса "Friends" стала вообще новым словом в рок-музыке: столь необычным было ее акустико-клавишное звучание без ударных.

Коммерческим пиком для ансамбля стал четвертый альбом 1971 года с легендарной эпической композицией "Лестница в небеса". Справедливости ради нельзя не отметить, что эта вещь стала первой ласточкой будущего металлического прогрессива. Начало ее - это акустическая мелодичная баллада, которая постепенно разворачивается и в апогее достигает больших скоростей с шикарными гитарными аранжировками. Готической красотой поражает предшествущая пьеса "The battle of evermore".

Диск 1973 года явил собой, по сути, продолжение концепции 4-го альбома, здесь роль развернутой эпической композиции исполнила знаменитая "No Quarter". Творческим же пиком для группы стал двойной альбом 1975 года "Физические надписи". Если раньше тяжелые композиции ансамбля шли вперемешку с блюзами, то на сей раз Led Zeppelin сделали иначе: кувалдоподобные, тяжеленные, почти Doom-овые композиции, длинные и эпические, с превосходными находками в аранжементе и мощным использованием клавишных, целиком разместились на первом LP/CD.

Второй же диск, за исключением первой на нем вещи (надо было разместить ее на первом LP), эпического шедевра "In the Light", полностью был посвящен блюзам, в основном акустического, порой, явно ностальгического по Yardbirds характера: Возможно, это было ошибкой: после удивительного революционного материала первого диска песенки второго показались просто детскими. Так или иначе, сногсшибательной музыки первой части этой своеобразной дилогии, включая "In the Light", с лихвой хватило на то, чтобы альбом стал не только бриллиантом рок-музыки в целом, но и открыл новые возможности ее развития.

Два последних программных альбома Led Zeppelin ушли в сторону от традиции равно использовать в своих произведениях хард и блюз. "Presence" оказался, в целом самым, "забойным", причем длиннющая первая пьеса "Последний подвиг Ахиллеса" - явно прогрессивной направленности. Вообще, было похоже, что музыканты пытаются исправить ошибку "Physical graffiti". Стилистически диск 1976 года - точная копия материала первого, вызвавшего такой восторг, диска прошлого проекта. Но, кроме первой вещи и тяжелого блюза, остальной материал не излучал такого сияния, как прошлогодние "Кашмир", "В час моей смерти", "На свету" и другие. Весь он был выдержан в "железных" рамках грубой неотесанной мощи 4-й композиции 1975 года "Houses of the holy", которую, кстати, не включили в одноименный альбом 1973 года. Там бы она, конечно, выглядела как Молох, забредший в цветник и топчущий грядки огромными ножищами.

Вторая половина 1975 года и 1976 были для группы не только "звездными" в творческом плане, но и трагическими в бытовом. Чудом уцелевшие в автоаварии Плант с женой попали в больницу, Джимми Пэйдж, выходя из поезда, прищемил палец и порвал сухожилие, то есть фактически лишился работоспособности одного пальца левой руки - это в 75-м. В 76-м же после "Presence" и выпущенного на экраны фильма-концерта "The song remains the same" (записанного еще в 74-м) от какого-то паршивого вирусного гриппа умирает сын Планта Карак, и в бедах, преследующих семью Планта, косвенно стали обвинять увлекавшегося, причем более серьезно, чем Саббатовцы, магией Джимми Пэйджа. Все это вышибло Led Zeppelin из колеи на целых три года.

Материал для альбома 1979 года записывали поодиночке. Каждый присылал продюсеру Питеру Гранту (к тому времени Цеппелины были владельцами собственной записывающей компании Swan Song Records) свои записи, и только во время микширования прежние отношения были восстановлены. Оказалось, что весь фундамент нового диска принадлежит перу Джона Пол Джонса. Это и определило нехарактерное для группы звучание. Альбом вышел самым мягким в творчестве ансамбля, на нем впервые звучит полноценный арт-рок. Первая вещь и вся вторая половина диска великолепны, но оставшиеся три блюз-роковых номера оставляли желать лучшего, тем более, что на одном из них Пэйдж дважды фальшивит - сказалась травма пальца, да и риффы его из-за этого оказались несколько монотонными.

Группа распалась после очередного потрясения, вызванного смертью Бонэма в результате алкогольного отравления. В 1982 году Пэйдж выбросил на рынок сборник отбракованных при записи предыдущих альбомов неизданных песен под символическим названием "Кода" (Финал - муз.), на котором было представлено 32 минуты невыразительного блюз-рока.

В 2007-м группа - с сыном Джона Джейсоном Бонэмом на барабанах - для одного- единственного концерта, который был записан на DVD. Как ни странно, шестью годами позже этот концертник получил премию Grammy как "лучший альбом". Порадовали стариков, хотя это было явное нарушение правил Грэмми, так как до сих пор еоминировались только программные альбомы.

Сольное творчество Роберта Планта явилось реальным продолжением дела Led Zeppelin. Даже гитаристов певец подбирал Пэйджевской "школы".

Состав Robert Plant исходный: Robert Plant (vocals), Robbie Blunt (guitars, ех-ритм-энд-6люзовые группы Bronco, Chicken Shack), Gerald Woodroffe (keyboards, ex-B|ack Sabbath), Paul Martinez (bass, ex-Fleetwood Mac), Phil Collins (from Genesis, drums). Ha двух вещах в первом альбоме также отбарабанил Cozy Powell (Rainbow, ELP, Black Sabbath и другие).

Второй альбом записывает тот же состав, и снова в двух вещах Коллинз - старый друг Планта - дал побарабанить другому - Barrimore Barlow, ex-Jethro Tull.

1985 год: те же музыканты, но новый ударник Ritchie Hayward (ex-Little Feat).

1987 сод: состав полностью обновляется. С Плантом теперь работают молодые музыканты: Doug Boyle (guitars), Phil Johnstone (keyboards), Chris Blackwell (drums) и Phil Scragg (bass). В двух вещах на соло помог Jimmy Page.

1990 год: те же, кроме басиста: Charlie Jones. 1993 год: те же, но при участии также: Martin Alcock (концертный состав Jethro Tull, cello, keyboards), Kevin MacMichael (guitars) и ударника Chris Hughes.

В 1994 году после кратковременного альянса Раgе-Coverdale происходит воссоединение Пэйджа и Планта для совместного проекта. В результате отказа участвовать в нем Джона Пол Джонса, название Led Zeppelin использовать не получилось. Выпущенный агрегатом Page-Plant первый альбом представляет собой переигранные по-новому старые хиты цеппелинов плюс 4 новые песни. Второй альбом полноценен, но малоинтересен.

Из Плантовского же соло-наследия два альбома вполне могут претендовать на звание шедевров хард-рока первый и диск 1993 года. Оба они наиболее приближены к традиционному цеппелиновскому саунду, содержат прекрасные "восточные" композиции, напоминающие о "Кашмире", а по качеству материала в целом посильнее доброй половины программ старой группы.

Просто хорошими стали диски певца за 1983 и 1990 годы. Самым слабым считается альбом 1985 года с явным креном в сторону "новой волны". Альбом "Now and zen" характерен переходом к старому звучанию, но от "волновых" фишек на нем еще Плант не избавился. Позднее творчество менее интересно, многовато блюза, а местами есть и откровенная "попса".

 
Дискография:
"Led Zeppelin"-©1969, "Led Zeppelin-2"-©1969, "Led Zeppelin-3"-©1970, "Four signs"-©1971, "Houses of the holy"-1973, "Physical graffiti" (2LP=2CD)-©1975, "Presence"-©1976, "In through the out door"-©1979, "Coda"-©1982.

Дискография Robert Plant: "Pictures at eleven"-©1982,"The principle of moments"-©1983, "Shaken'n'stirred"-©1985, "Now and zen"-©1988, "Manic nirvana"-©1990, "Fate of nations" (2LP=1CD)-©1993, "Walking into Clarcksdale"-@1998 (with Jimmy Page), 2002-"Dreamland", 2005-"Mighty ReArranger", 2007-"Raising Sand" (with Alison Krauss), 2010-"Band of Joy".


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА