МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
KOSTAREV BAND

Страна: Russia
Альбом: 2003 - "Live at InProg-2003" ******!
Line-up:
Alexander Kostarev - guitars; percussion
Gennady Lavrentiev - violin; percussion
Yuri Lopukhin - flute & saxophone
Ekaterina Morozova - keyboards & synthy-bass
Andrey Pankratov - drums
 
Альбом: Свойство нашего двойственного мира таково, что подельщики, зомбирующие народ примитивной комбинацией из трех нот (а это ведь то же самое, что комбинация из трех пальцев), могут грести миллионы, а гении прозябать, в лучшем случае, довольствоваться очень скромным успехом. Даже в лучше времена, в не столь уж далекие семидесятые, за известными обвинениями "в оторванности от народа" скрывалось ни что иное, как забота о прибыли. К сожалению, истинное творчество, что есть всегда продукт подлинного вдохновения, полет души и мысли одновременно, имеет нынче нулевой или почти нулевой коммерческий потенциал. Конечно, подлинным героям жанра, порой, просто наплевать на эти частности, но и они не едва ли станут отрицать, что, желательно, чтобы их музыка была услышана и понята лучше большим количеством людей, нежели меньшим. Многие Прогловеры в состоянии оценить профессионализм Группы Александра Костарева и высокое качество исполняемой ими музыки. Но таких, кто заслушает альбом "до дыр", как в случае с традиционной классикой жанра, вновь и вновь возвращаясь в этот удивительно прекрасный, но очень сложный музыкальный мир, будет отнюдь немного. Исключительно для простого сравнения, скажу, что аудитория этого сверхшедевра будет значительно меньше той, что у отличного альбома Агарты. Гений, как известно, парадоксов друг, а значит, как ни крути, более глубокая и "долговечная" музыка обречена сегодня на меньший успех, нежели более доступная. На альбоме 11 инструментальных пьес, первые шесть из которых "самостоятельны", а последние пять составляют контекст концептуального произведения, названного Concerto Grosso-I. Действительно, вторая часть альбома, в основном, значительно отличается от первой - как в композиционном, так и в стилистическом отношении, даже в темпе исполнения. Хотя единство "общего" направления творчества Группы Александра Костарева здесь также налицо и выражается, прежде всего, в постоянном и неуклонном развитии музыкального действа. (Многим ли по нраву музыка, изменяющаяся бесконечно?) Никаких шаблонов, повторений пройденного и даже намеков на таковые! В общем, зацепиться тут не за что: либо терпеливо вникай и, наконец, вливайся в этот волшебный поток, либо греби поскорее к берегу и оставайся там с фантой. В целом, большинство композиций в первой части альбома характеризуются скоростными и интенсивными аранжировками с удивительно виртуозным исполнением всех и каждого. Александр Костарев, как и все его коллеги, впрочем, одинаково прекрасно разбирается в джазовых и симфонических формах. Первые две вещи Интро и Вегетарианец насыщены плотным, почти оркестровым звучанием с обилием партий всех выше названных инструментов, кроме флейты, так как Юрий Лопухин здесь работает с саксофоном, а с флейтой он проходит почти весь дальнейший путь. Музыка вмещает в себя составляющие всех четырех классических жанров Прогрессивного Рока: симфонический Арт Рок, Джаз Фьюжн, РИО и, в меньшей степени, Прог Метал, но, в целом, не вписывается в рамки ни одного из них и, вдобавок, содержит нечто определенно новое. В результате налицо еще один яркий пример пятого по счету, жанра, который многие называют просто Новой Музыкой, а я Пятым Элементом. В отношении RIO я отнюдь не оговорился. Невообразимо сложные, поражающие свои разнообразием и встречающиеся здесь почти повсеместно, нечетные размеры, а также атональности, возникающие, когда некоторые партии даны из-за такта, характерны именно для данного жанра. Который, в свою очередь, часто граничит с додекафонией или, проще говоря, Авангардной Академической музыкой. Причем RIO является доминирующей составляющей едва ли не на половине треков. На первых двух композициях в двух формах - классической и джазовой, а на большинстве остальных в классической, в том числе третьей, где роль джазовой составляющей резко снижается, и не только потому, что саксофон сменяется флейтой, а скрипка все чаще выходит на передний план. Чистилище (4) определенно располагается где-то там же, где и библейский Эдем, ибо здесь все пропитано так называемой ориентальной музыкой, невзирая на то, что основное направление, все тот же Пятый Элемент, здесь базируется, в основном, на структурах симфонического Арт-Рока и реального Джаз Фьюжна (а не джазовой манифестации РИО, как на предыдущих композициях). Музыка настолько сложна композиционно, что невозможно четко определить, когда 7-"тонная" европейская форма пересекается с 5-тонной восточной и 12-тонной авангардной академической классики. Во многих отношениях, к Чистилищу близок Оазис (6), хотя здесь больше элементов японской (etc) музыки, нежели арабской или тюркской, и снова появляется классический РИО. "Восточные зарисовки" несколько более спокойные, чем остальные, где скорость и интенсивность музыкальных событий исключительно высоки. Аранжировки вначале Atheist Hacker (5) вызывают весьма отчетливые ассоциации с представленными ELP на одной из вещей с "Картинок с выставки". Однако грандиозность работы в целом позволяет не обращать внимание на этот единственный поддающийся сравнению эпизод, который, скорее всего, является следствием "подспудной" деятельности подсознания. Дальнейшие события здесь происходят в стилистическом ключе Heavy Water (3), которую я обрисовал выше. Хотя все это, конечно, относительно, ибо композиционное разнообразие музыки группы не выдаст слушателю всех своих нюансов и после многократных прослушиваний. Пятый Элемент в целом, но также классический РИО (джазовая форма только на Presto Finale, где снова появляется саксофон, а также мотивы Востока), сохраняются и на Concerto Grosso. Но все же, на всех без исключения композициях здесь, главенствует Классическая Академическая музыка вообще и музыка Барокко в частности. Некоторые эпизоды можно было бы назвать фолковыми, но лишь с натяжкой, и только в проекции на прошлые века. Largo (8) звучит, скорее, как Requiem in Largo. Уникальная композиция, где, все же, учтены некоторые общие законы, распространяющиеся на подобные произведения в европейской классической музыке. Впрочем, как это имеет место быть на большинстве композиций Concerto Grosso и многих пьесах альбома вообще, события второй части происходят под знаком интенсивного Пятого Элемента. Вообще, попытка разобраться в стилистических деталях таких сложных работ, как представленная Группой Александра Костарева на прошлогоднем Фестивале In Prog, вещь весьма неблагодарная. Однако если бы я просто нахвалил альбом, многие даже приблизительно бы не знали, чего от него ждать. Халтурных рецензий уже навалом. (Читал, большинство содержит 2-3 предложения об альбоме: в основном, "легкое" перефразирование краткого описания, приведенного в "In Rock".) А здесь у некоторых известных русскоязычных читателей (только из числа русскоязычных, слава Богу) появляется еще один повод "попинать" меня, "бездарного", такого, да сякого, отравляющего им существование своей "писаниной", к слову сказать, абсолютно ведь бескорыстной и никому не навязываемой. Возвращаясь к представленному здесь материалу, еще раз признаюсь в своей горячей симпатии к нему. Более того, наряду с "Портретом Мальчика" (Горизонт), я считаю дебют Группы Александра Костарева одним из двух лучших альбомов когда-либо изданных на территории СССР и СНГ: Крайне необходимо обеспечить альбому международную дистрибуцию. Тогда, не сомневаюсь, они скоро станут хедлайнерами и на фестивалях, проводимых на Западе. Огромная получилась рецензия, но мне не жаль времени, вложенного в нее, ни капли. Вдохновение должно рождать вдохновение, что и произошло. Напоследок позволю себе заметить, что Starless-ская трактовка стилей музыки некоторых групп, включая героев этой рецензии, не слишком точна. А в случае с X Religion вообще нонсенс. Нет там НИКАКОГО Авангарда и, собственно, Gothic (настроение не является стилем!). Это просто необычный синтез классической музыки и классического же Арт Рока, что при внимательном прослушивании становится очевидным.
 


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА