МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
KANSAS


Kansas. Страна: США.

Состав исходный: Steve Walsh (vocals, keyboards), Kerry Livgren (guitars, keyboards), Rich Williams (guitars), Phil Ehart (drums), Dave Hope (bass), Robbie Steinhardt (cello, vocals).
1981 год: уходит со-лидер Керри Ливгрена - Стив Уолш, а на его место прибыл John Elefante (vocals, keyboards).
1983 год: группу покидает второй лид-вокалист/скрипач Стейнхардт.
1984 год: соло-карьеру начинает Керри Ливгрен, с ним вместе уходит и басист Дэйв Хоуп.
1986-'88 год: в группу возвращается Уолш, теперь состав выглядит так: Steve Walsh (vocals, keyboards), Phil Ehart (drums), Rich Williams (guitars), Steve Morse (guitars, ex-Dixie Dregs, сейчас Deep Purple), Billy Greer (bass).
В 1989-'94 годах те же музыканты. Но в этот период группа только гастролирует, в основном по небольшим площадкам и клубам.
1995 год: триумфальное возвращение в Большой Рок в составе: Уолш, Эхарт, Уильямc, Грир, а также Greg Roberts (keyboards), David Ragsdale (cello).
2000 год: возвращаются Ливгрен и Стейнхардт, но только для записи единственного альбома. Остальные музыканты: Уолш, Уильямс, Эхарт, Грир. Оригинальый басист Хоуп отыграл только на двух композициях. 2014-16 год: Уильямс, Эхарт, Грир, Рэгсдэйл (violin, guitar), David Manion (keyboards), Ronnie Platt (vocals, keyboards).
 

TOP-20 прогрессива всех времен и народов, лучшая группа США за всю историю арт-рока. Первыми из североамериканцев ввели в этот жанр элементы жесткого звучания (вторыми были канадцы Rush). В отличие от последней группы, ориентированной на более авангардное звучание из области Yes, американский состав взял курс на европейскую классику. Kansas - самая неамериканская группа США. С первого же альбома "стало ясно":-) - Канзас это где-то на севере Англии. Никто тогда не мог толком уяснить, что этот виртуозный, скоростной, ни на что не похожий - и часто тяжелый - арт играет американская группа! Итак, шикарная дискография.

Дебюта в арт-роке, подобного Kansas-овскому, поклонники жанра не припоминают. Одноименный альбом 1974 года можно смело выдать неискушенному меломану за программу... 1994 года! Высококачественная студийная работа - под стать представленному материалу. Если люди, знакомые с творчеством Kansas, начинали это знакомство с имевшего международный триумф и тогда же впервые до нас дошедшего альбома 1976 года "Забытая увертюра" (не путать с "Объедками"), и поленились заглянуть в самое начало, то их искренне жаль. Так как в 1976 году группа лишь повторила триумф своего первенца, просто прошедшего не столь заметно: ведь к новым группам всегда подходят осторожно. Можно смело утверждать, что в качественном - музыкальном и техническом - отношении эти программы равноценны. Но дебют звучит, наверно, искреннее, и всегда надо помнить, что это действительно был дебют! А такой виртуозной, непредсказуемо-потрясающей игры на скрипке Робби Стейнхардту уже никогда не удалось повторить: обратись в "классическую" веру джаз-роковый скрипач-виртуоз Jean-Luc Ponty, и тот бы так не сыграл. Весь классически-артовый эпос с ненавязчивым, но предельно жестким для жанра звучанием гитар, знакомый нам по альбому "Leftoverture", уже присутствовал во всей своей красе на дебюте.

Поначалу их немногие поняли, уж больно необычно и быстро сменялись темы, а выдержанные в духе Паганини классические скрипично-клавишные пассажи необыкновенной красоты, вперемешку с навороченной тяжестью гитар, просто не укладывались в обывательские мозги критиков, упустивших сенсацию. И тогда канзасовцы сделали больший упор не на умопомрачительный "лабеж", а на мелодику, особенно вокальную. Диск "Маска" - отличного качества, но уже не шедевр, в отличие от предшественника.

"Песнь об Америке" - очередной диск группы - снова начинает подводить попавшего на крючок "Маски" критика и массового слушателя к азартно-игровому звучанию с обилием неожиданных аранжировок. Вот на этой ниве, засеянной, затем вспаханной, опять аккуратно пересеянной, и собрали Kansas свой кровный платиновый урожай в 1976 году. Подавляющее большинство композиций этого периода вышло из-под пера Керри Ливгрена, и лишь примерно четверть создана Уолшем.

Стив Уолш показал себя на очередном (1977) альбоме, где впервые его авторское участие составило более 50 процентов. Как следствие, альбом оказался по звучанию мягче прошлых, благодаря выдвижению на передний план клавишных. Уолш превзошел здесь самого себя: ни один рок-органист не сыграл в этом году столь красиво и виртуозно, даже маэстро Рик Уэйкман - ни в Yes, ни в сольном альбоме. Наряду с дебютным и прошлым дисками этот проект оказался третьим в ряду шедевров ансамбля. Лишь в 2000-м диск "Из откуда-то в повсеместно" сместит его с "бронзового пьедестала".

Два последующих диска обнаружили уже авторское равенство Ливгрена и Уолша. Первый из них - "Монолит" - также стал платиновым в Америке и Японии, а представленный здесь материал совсем немного уступает предыдущему гиганту. В музыкальном отношении он напоминает мне проекцию "Leftoverture" в более доступном изложении. Диск же 80-го возвратил слушателя к мотивам "Maски" - много мелодий, разнообразного и выразительного пения (все-таки, двое лид-вокалистов), и мало интересных аранжировок. Лидерам стало тесно в рамках группы, они выпустили, вдобавок, еще по сольнику; в результате Уолш откололся совсем, хотя на обложке следующего проекта музыканты группы не забыли его отблагодарить за десятилетний совместный труд. Новый певец/клавишник Джон Элефанти имел более узкий голосовой диапазон, чем его предшественник, да и песни - 30 процентов от общего количества, им сочинённые, оказались не самыми удачными. Как и Ливгрен (с 1979-го), Элефанти был вновь обращенным христианином. Само собой, тексты стали религиозного содержания, скучными. Диск 1982 года по качеству - сродни предыдущему - выполнен на четверку с большой натяжкой.

А вот следующая программа более напоминала какой-нибудь Styx или даже Foreigner, нежели Kansas: провал был полнейший. Почти весь материал написал Джон Элефанти вместе со своим братцем Дино. в конце 80-х они под сенью христианской церкви США, поддерживающей финансово группы, обращающиеся в лирике исключительно к библиейской тематике итд, организовали соответственно своей фамилии - Elefante переводится как "слон" - группы Mastedon со звучанием Kansas образца злополучного 1983 года. Почему сплоховал Керри Ливгрен? А он уже навострил лыжи в направлении собственного соло проекта, узнав, что Epic Records не собирается продлевать с Kansas контракт. Действительно, предложенный меломанам на "Drastic measures" скучный жалкий помп прямо содействовал потере контракта с компанией и разогнал оставшихся музыкантов по домам.

Тем временем, несолоно хлебавши, после двух заурядных альбомов завязывал с соло-карьерой Уолш. С образованием Ливгреном проекта KLAD, музыку в Kansas мог, согласно авторских прав, которые добровольно бросил на произвол судьбы совладетель братец Керри, теперь заказывать только Стив. И заказал Стиву Моурсу, который и занял "соавторское" место Ливгрена, но уже без права голоса. Как ни странно, два выпущенных этим составом альбома оказались вовсе неплохими, особенно на фоне всеобщего застоя в прогрессивной музыке этих лет. Причем, диск 1988 года оказался, глубже и продуманнее, хотя "золото" получил предыдущий. Обычная история. Для МСА Records в это смутное время нужнее были хиты, нежели "заморочки", и Kansas снова потеряли контракт.

Но не сдались замечательные музыканты... Ни разу не было объявлено о распаде в этот опальный период, напротив, они напоминали о себе довольно частыми концертами. И дождались-таки возрождения интереса к арт-року и прогрессиву. Созданный совместными усилиями Уолша и нового превосходного скрипача Дэвида Рэгсдэйла материал был воплощен на альбоме "Уроды природы". Наряду с привычным канзасовским саундом 70-х, в традициях 1975 года, в группе появилась какая-то свежесть, словно музыканты обрели вторую молодость. Один из лучших арт-проектов 1995 года добавил в дискографию Kansas еще один отличный альбом (в пятерке лучших). Однако, изданный 5 лет спустя "Somewhere to elsewhere" оказался еще лучше - третий абсолютный шедевр, как и альбомы 1974 и 1976 годов. С тех пор, к сожалению, пока не было ни одного нового программного альбома группы - только сборники и концертники. Ливгрен и Уолш возвратились к работе соло, хотя первый из них вскоре собрал Proto-Kaw (смотри Kerry Livgren).

 
Дискография:
"Kansas"-©1974, "Masque"-©1975, "Song for America"-©1975, "Leftoverture"-©1976, "Point of know return"-©1977, "Monolith"-©1979, "Audio visions"-©1980, "Vinyl confessions"-©1982, "Drastic measures"-©1983, "Power"-©1986, "In the spirit of things"-©1988, "Freaks of nature"-©1995, "Somewhere to elsewhere"-@2000, New album-@2016.

МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА