МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
ELOY


Eloy. Страна: Германия.

Состав исходный: Frank Bornemann (vocals, guitars), Manfred Wieczorke (keyboards), Wolfgang Stoker (bass), Helmut Drant (drums).
1973: Борнеманн, Визорк, Luitjen Janssen (bass), Fritz Randow (drums).
1975: Те же плюс пятый участник Detlew Schwaar (guitars).
1976: Борнеманн, Detlew Schmidtchen (keyboards), Klaus-Peter Matziol (bass), Jurgen Rosenthal (drums).
1980: Борнеманн, Маттиол, Hannes Folberth (keyboards), Hannes Arkona (guitars), Jim McGillivray (drums).
1982: вместо МакГилливрэя в состав возвращается старый ударник Рандов.
1988: альбом записывают двое: Борнеманн и Michael Gerlach (keyboards, bass, programming).
1992: Борнеманн, Герлах плюс ударник Niko Baretta.
1994: снова вчетвером: Борнеманн, Герлах, Баретта, и возвращается басист Маттиол.
1998: Борнеманн, Герлах, Маттиол, возвращается Фолберт, Bodo Schopf (drums).
2009: те же плюс Steve Mann (guitar).
 

Ансамбль из высшей лиги арт-рока. Лучшая группа Германии. След в след, почти не уступая, шла за Genesis, Yes, Pink Floyd, Van Der Graaf, Jethro Tull... Творчество в целом не менее значительно, чем Kansas, Rush, Camel, ELP.. Стилистически расположена где-то посредине между Pink Floyd с их авангардно-астральным арт-н-спейс-роком, с одной стороны, и Yes, приверженным классическому наследию, с другой.

Проигрывают монстрам только первые три альбома группы. Длинные и эпические композиции перегружены аранжировками, для удачного воплощения которых музыкантам не хватает техники. Впрочем, если заглянуть в дебютные программы тех же Yes, откроется та же картина, но то был конец 60-х - заря арт-рока, и не было такого числа конкурентов. Дебют же Eloy пришелся на время самого расцвета жанра, поэтому их раннее творчество до поры до времени оставалось вне поля зрения, хотя второй и третий альбомы намного лучше дебютного.

С приходом второго гитариста Шваара в 1975 году, который отлично играл на классической акустической гитape, качество музыки резко шагнуло вверх, и получился уже полновесный арт-проект высшей категории. Однако международное признание, в первую очередь в Британии, пришло с выходом диска "Рассвет" (1976). На передний план вышли мощные клавишные, настроенные на скрипично-оркестровое звучание, что стало новым словом в развитии арт-рока. У Eloy сначала не было музыкальных аналогов среди других коллективов жанра. Если в начале творчества группы оно выглядело как угловатое лицо еще не сформировавшегося подростка, то с середины 70-х, невзирая на появление некоторого влияния Pink Flod, "гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя". И тогда, когда большинство старых "монстров" свои лучшие программы уже отыграли, такие коллективы как Eloy, Kansas и Rush стали выходить на первый план. Дальнейшее развитие арт-рок, зарожденный в Англии, получил, в первую очередь, в США, Германии и Канаде.

Вслед за альбомом 1977 года, закрепившим выбранное в 1976 году направление в сторону эпических длинных композиций с клавишно-оркестровым напором и элементами спейс-рока, вышел диск, ставший эпохальным в истории группы и шедевром рок-музыки в целом. Здесь музыканты подошли к творческому пику: весь альбом искрится вдохновением, все инструментальные партии аранжированы и сыграны на высочайшем уровне, разыгрался на соло-гитаре Борнеманн, да и вокал его, что бы ни говорили оппоненты, по своему великолепен. Тот факт, что англичане стали первой страной, на ура воспринявшей группу неанглоязычную, не нам, славянам, оспаривать (кстати, сегодня именно Британия переиздает на CD львиную долю дискографии Eloy).

Характерными также для диска "Тихие крики и громоподобное эхо" стали отчетливо выделяемые красивейшие органные мелодии. Все тексты Eloy того периода подчинены теме так называемого "планетарного мистицизма", разработанного Pink Floyd. Вообще, начиная с этого альбома, германцев можно рассматривать как наиболее талантливых последователей флойдовского творчества. Причем уже в 80-е годы они обошли своих уставших учителей.

Лирику периода 1976-79, принесшего Eloy международное признание, целиком сочинил ударник Юрген Розенталь, по профессии учитель английского. И когда он покинул группу, Борнеманн, уже давно интенсивно занимавшийся развитием своего словарного запаса, еще не был готов к тому, чтобы профессионально писать стихи. Группе пришлось не просто искать ударника, но ударника, пишущего на английском тексты философского характера. Вдвойне осложненная проблема (барабанщики вообще редко занимаются сочинительством, работа другая - чисто физическая) решилась неожиданно быстро при помощи профессионального поэта Джима Макгилливрэя, который, к тому же, был барабанщиком- любителем, но высокопрофессионального уровня. А не играл он в рок-группах ни до Eloy, ни после, по состоянию здоровья: ему вредны были частые гастроли и переезды, да и денег на житие-бытие хватало. И пока "добирал" свой английский Борнеманн, Мак Гилливрэй помог в студии записать группе два превосходных альбома с отменными текстами (о работе ударника-любителя(!) судите сами).

Тем временем, состав изменился значительно, и новые музыканты (а в Eloy творчество всегда было достаточно коллективным) привнесли в звучание группы новые же элементы. Диск "Краски" был впервые продан рекордным тиражом, превысившим в Европе платиновый статус, и получил от своей фирмы EMI значок "Fame" ("Слава"). Несомненно, самый яркий и мелодичный, он, однако, слегка изменил уже сформированному "фирменному" саунду группы в результате значительного утяжеления гитарных риффов на фоне прежних клавишных структур. И если предыдущий альбом разделил лидерство в жанре с Флойдовской "Стеной" и "Опасными деньгами" UK, то с "Colours" в 80-м мог конкурировать разве что Джетроталловский "А".

Диск 81-го года целиком восстановил фирменное звучание Eloy и стал в музыкальном плане как бы продолжением линии диска 1979 года: они похожи как братья и в качественном отношении, хотя гитары здесь меньше. В текстовой концепции новый проект был запланирован как первая часть дилогии. Вторая часть ее разместилась на альбоме "Время вспять". Он также выдержан в стабильном Элоевском русле, как и "Краски" получил 'Fame', но, в основном, благодаря хиту, одноименному с названием альбома. Снова самая примитивная вещь с куплетом-припевом "потрясла" массы. Музыка этого альбома на порядок слабее всех предыдущих, кроме дебютного, а приглашение на поздне-Флойдовский манер большого количества подпевающих девиц привело к тому, что критики стали обвинять немцев в подражании. Но опьяненные коммерческим успехом, музыканты очередной диск выдали в подобном ключе, и он уже ничего не получил. Тексты обеих программ написаны Борнеманном. Было очень приятно после всего этого услышать альбом "Метромания" (1984) о некой фантастической стране, по которо и тоскует звездный скиталец. Музыканты словно разозлились на самих себя и выплеснули на пластинку мощный энергетический потенциал. Тяжеленный, чуть ли не забойный арт-прогрессив, к счастью, не разрушил "фирменной" структуры музыки. Диск оказался не только в ряду шедевров группы, но и стал новым словом, в приостановившемся развитии арт-рока. Однако к этому времени интерес к этому жанру снизился до неприличия, и такие Мастера, как Genesis, Yes и Jethro Tull уже исполняли высокого качества поп-рок. Таким образом, шедевр "Метромании" остался без должного внимания, и одна из очень немногих знаменитых арт-групп, не пожелавших идти на поводу у моды, распалась.

В 1985 году Борнеманн, Аркона и Маттиол попробовали организовать новый проект с уклоном в индийскую музыку, но ничего не вышло. Оставшиеся-же музыканты под именем Eloy вообще проавлились: их альбом "Codename Wildgeese" (зауковая дорожка к одноименному фильму) не выдерживает никакой критики. Так что, ничего удивительного, что три года спустя Борнеманн возродил снова Eloy - под своим началом. Так как эта группа всегда была более студийной, нежели гастрольной, Франк обошелся лишь помощью своего нового друга мультиинструменталиста Михеля Герлаха и техническими возможностями современной студии. Диск, названный именем египетского Бога Солнца, при всей своей красоте, был все-таки попыткой повторить успех Yеs-овского альбома 1983 года: был очевиден и музыкальный, и вокальный ориентир. Правда, удивил факт капитального роста Борнеманна как певца, не говоря уже о том, что практически исчез его немецкий акцент. И, как следствие недостаточной искренности, снова большая пауза.

К чести ансамбля, нашлись силы не только вернуть себе былую славу,но и даже расширить число своих поклонников. В начале 90-х Борнеманн и Герлах словно обрели второе дыхание, оставаясь верными симфоническому арт-спейс-року. Будто они просто переждали кризис, тогда как другие пополнили и без того раздутые штаты поп-исполнителей. И когда интерес к прогрессивной музыке стал возрождаться, Eloy выстрелили еще одним шедевром в 1992 году - тяжелым и мощным "Destination". В годы, когда развитием классического арта успешно занимались лишь единицы нестареющий Peter Hammill (Van Der Graaf), а такие коллективы как Porcupine Tree только начинали поднимать головы, альбом "Destination" получил даже больший резонанс, чем диск Camel "Dust & Dream" (1991). Не столь "завернутый", как творчество Питера Хэммилла, этот проект снова оказался столь необходимой для молодого поколения меломанов "ступенью" к глубокому арт-року и классике. Фан-клуб группы, молчавший много лет, завалили письмами восторга. Новый саунд ансамбля пришелся настолько по душе тысячам любителей арт-рока, что, идя навстречу их пожеланиям, группа при помощи своих старых друзей из состава 1982-84 годов и новых студийных возможностей переписала и выпустила в виде "двойного" сборника наиболее известные свои ранние произведения.

Нововведение поздних Eloy завершать теперь альбомы длинными эпическими вещами с привлечением классического хора (и мужского, и женского) говорит о том, что собрались музыканты не для того, чтобы, пережевывая прошлые достижения, стать пародией на самих себя. И в 1992-м, и в 1994-м эти полотна Борнеманн посвятил Жанне Д'Арк, выдержаны они в исключительно английском стиле: так бы, возможно, звучал Rick Wakeman, если бы у него хватило умения повторить атмосферу "Короля Артура" ...

К сожалению, оба позднейших альбома группы малоинтересны - они мелодичны, стилизованы под класический стиль, но, песенно-ориентированные, они слишком просты в аранжировках.

 
Дискография:

"Еlоу"-©1971,
"Inside"-©1973,
"Floating"-©1974,
"Power and the passion"-©1975,
"Dawn"-©1976,
"Ocean"-©1977,
"Silent cries and mighty echoes"-©1979,
"Colours"-©1980,
"Planets"-©1981,
"Time to turn"-©1982,
"Performance"-©1983,
"Metromania"-©1984,
"Ra"-©1988,
"Destination"-©1992,
"The tides return forever"-©1994,
"Ocean-2: The Answer"-@1998,
"Visionary"-@2009.

МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА